Последние годы сформировали отношение к митингам как к чисто столичному развлечению, протекающему в параллельной остальной России реальности. Но вот в минувшую субботу довелось видеть в не самом бедном городе митинг по тарифам ЖКХ. А на подходе изменения в тарифах, которые вполне способны не просто вызвать недовольство населения, но и стать генератором инфляции для всей страны. Речь идет о новой схеме взимания платы за переработку мусора.

Обычный житейский мусор, неизбежно образующийся в каждой семье и каждом доме, на канцелярите называется твердыми бытовыми отходами, ТБО. И за вывоз этих самых отходов приходится платить. До прошлого года включительно эти расходы находились в графе «содержание и ремонт жилого помещения» и устанавливались управляющими компаниями под контролем отделов цен и тарифов и аналогичных служб. Теперь же услуга по вывозу мусора из жилищной превратится в коммунальную, оплачиваемую отдельной строкой.

Вызваны эти изменения были вполне понятным желанием навести порядок в вопросе вывоза мусора, уменьшить число полигонов захоронения твердых бытовых отходов, в просторечии – свалок. А то ведь мусор производят все, а вот жить рядом с помойкой ну никто не хочет. Да и в маршрутах вывоза мусора тоже хотелось навести порядок. Ну и прогрессивная мусоропереработка вместо простого захоронения; сжигание мусора, да еще и выработка при этом электроэнергии – мечта экологов или, точнее, тех, кто называет себя словом, заимствованном из некогда достойной биологической дисциплины.

Так что с этой целью был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Твердые бытовые отходы были переименованы в твердые коммунальные отходы, ТБО в ТКО. Регионам, согласно этому закону, надлежало объявить конкурсы для выбора региональных операторов твердых коммунальных отходов, главных мусорщиков субъектов Федерации. Ну а участники этих конкурсов должны были разработать и представить конкурсным комиссиям для утверждения территориальные схемы обращения с коммунальными отходами.

Собственно, утверждение этой схемы и является основанием и необходимым условием для выбора регионального оператора по работе с твердыми коммунальными отходами. И схема эта – не простая формальность, а главный элемент всей реформы в сфере обращения с отходами. Именно территориальная схема обращения с коммунальными отходами выстраивает всю логистику движения отходов – от момента их образования до места переработки или захоронения и все маршруты этой цепочки.

И в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ к составу и содержанию схем, эти документы проверялись Росприроднадзором на соответствие природоохранному законодательством и техническим требованиям. Все этапы работы с твердыми коммунальными отходами с 1 июля 2016 года лицензируются. Лицензия на ТКО (твердые коммунальные отходы) необходима операторам по обращению с отходами, для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных и бытовых отходов (ТКО и ТБО).


Ну а после утверждения территориальных схем обладатели соответствующих лицензий могут претендовать на статус регионального оператора, монопольного или одного из нескольких. Договор с оператором заключается на десять лет, что давало надежду на стабильность новой схемы работы с мусором. Ну и считалось, как говорил осенью 2016 года министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской: «Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться»…

Но, как известно, планы редко переживают соприкосновение с реальностью. И в реальности выяснилось, что новая схема работы с твердыми бытовыми приводит к росту платежей, уже коммунальных. Например, в Челябинской области, как сообщила первый заместитель министра экологии региона Ирина Харина, новый тариф составит не менее 100 рублей в месяц с человека. Не менее! Речь идет только о нижней оценке того, на сколько для жителя Челябинска возрастет стоимость жилищно-коммунальных услуг. Причем региональные операторы ТКО в Челябинской области будут выбраны лишь к 1 мая 2018 года.

Причем Южный Урал тут не исключение – эксперты, оценившие рост тарифов на вывоз мусора в Центральном федеральном округе (ЦФО), пришли к выводу, что они возрастут со 130 рублей за тонну до 2000 рублей за тонну – в пятнадцать раз… Чем это обернется для населения, легко прикинуть. Например, для Тулы норма накопления ТКО была установлена в 2,65 тонны на человека в год, что в совокупности с экспертной оценкой даст рост тарифов, заметно превышающий челябинский. Впрочем, и в Челябинске говорили лишь о нижней границе тарифов…

Почему прогнозируется рост тарифов? Ну, первопричина тут то, что по словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского «сегодня количество несанкционированных свалок в 20 раз превышает количество легальных объектов размещения отходов». То есть большинство мусора уходит на несанкционированные полигоны. Одна попытка изменить эту ситуацию приведет к тому, что за вывоз мусора неизбежно придется платить. Причем – населению!


Следующий фактор повышения стоимости работы с твердыми бытовыми отходами – уменьшение числа полигонов. Если региональных операторов станет меньше, а то и вообще один, и региональной схемой ограничат им количество полигонов для захоронения мусора, то возить ТКО им придется дальше, с более сложной логистикой и, естественно, с большими расходами. Вот это-то и обуславливает тот рост со 130 до 2000 рублей. Причем возможности монопольного завышения цен эксперты не рассматривали – они анализировали чисто операционные и транспортные расходы в соответствии с региональными схемами.

Ну а мусороперерабатывающие предприятия, о которых так любят говорить экологи? Например те, которые строятся про нацпроекту «Чистая страна», и которые приравнены к возобновляемым источникам, наравне с ветром и солнцем. Это тоже очень выгодная вещь – по экспертным оценкам «В них после завершения строительства тариф может вырасти до 10–12 тыс. руб. за тонну в год – также с нынешних 130 руб». Но ведь сжигаемый мусор будет греть воду, а та – крутить турбины и вырабатывать электроэнергию? От дармового топлива будет ведь выгода?

Ну, кому то будет… По оценке Натальи Пороховой из Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), строительство ТЭС «на мусоре» «поднимет текущие тарифы для потребителей Московской области (с учетом Москвы) и Татарстана на 4%».

То есть прогрессивная мусоропереработка и греющее сердце экологов извлечение электроэнергии из сжигания мусора не только поднимет стоимость вывоза твердых коммунальных отходов практически на два десятичных порядка, но и гарантирует рост энерготарифов в регионах, где такие ТЭС будут построены.

Ничего удивительного тут нет: сжигание топлива – процесс весьма сложный, и даже переход с одного сорта угля на другой бывает столь сложен и дорог, что бывает проще построить новую ТЭС… И жечь низкокалорийные отходы так, чтобы получать пар энергетических параметров, очень сложно и дорого. Но в результате всего вышеизложенного «По оценкам комитета Госдумы по экологии и окружающей среде, полученным на основе выборочных прогнозов регионов (без учета Московского региона и Татарстана), рост платы за коммунальные услуги после перехода к новым схемам обращения с отходами, который возможен уже в этом году, составит 5–14%.»

Обратим внимание, оценка эта сугубо истэблишментарная (оппозиции, интересующейся жизненно важными вещами, в стране, похоже, нет…) – но даже согласно ей нижняя граница роста тарифов, обусловленная только одним фактором – новой схемой работы с ТКО, превышает прогнозируемый на 2017 год уровень инфляции в 4%. Это резко расходится с проводимой с 2012 года политикой ограничения роста тарифов ЖКХ уровнем инфляции – даже если мы сделаем вид, что не видим оценки в 14%...

Таким образом, регионы может ждать рост тарифов ЖКХ, причем в размере, разгоняющем региональную инфляцию. И это все будет происходить на фоне того, что по соцопросам – сугубо государственной! – РАНХиГС «В 2016 г. произошло существенное падение объема сбережений населения: число людей, которые имеют сбережения, сократилось на треть». Заметный рост тарифов тут способен негативно повлиять на уровень жизни людей, подогреть протестные настроения. Пока еще остается время если не избежать, то минимизировать опасные последствия – например, за счет более строгого подхода тарифных служб и более пристальному вниманию служб антимонопольных к этому вопросу в каждом регионе. Если этого не сделать, то мы можем ожидать ненужного никому роста социальной напряженности!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.