Большинство жителей крупных городов нашей страны, как и весь мир, уже не представляет себе повседневное передвижение без компаний типа Uber, чья деятельность основана на концепции так называемого ride-sharing, или райд-шеринга. Согласно этой концепции пассажир сводится с согласным подвезти его по нужному маршруту водителем через специальное приложение для смартфона по фиксированной цене за километр поездки, при этом часть оплаты идет компании.

Во многих городах мира по предоставленной Uber или аналогичными компаниями модели работают десятки тысяч водителей, при этом многие делают это в свободное от основной работы время. Однако довольны этими технологиями не все - от властей, теряющих доходы от лицензий, покупаемых традиционными таксистами, до самих таких таксистов, клиентов которых уводят конкуренты. При этом таксисты ведут борьбу с райд-шерингом и нетрадиционными методами: митингами, поджогом машин конкурентов и так далее

И власти целых стран, и отдельные муниципалитеты ведут с переменным успехом активную борьбу с Uber легальным путем - обращая внимание на непрозрачность финансовых схем компании, анализируя соответствие ее деятельности антимонопольному законодательству, и так далее. В результате Uber то приходит, то уходит из разных городов и даже стран, но процесс этот,понятное дело, циклический и напоминает приливы и отливы.

При этом по крайней мере в одном из крупных американских городов ушедший оттуда Uber сумели, по крайней мере временно, заменить не только традиционными такси, но и достаточно уникальной некоммерческой схемой райд-шеринга, которая может в принципе быть интересной и для других мест земного шара, в том числе и для России.

Куда уходит Uber...

Добро пожаловать в Остин, столицу штата Техас, население в 930 тысяч человек, а с пригородами под два 2 миллиона: это крупнейший город в США, в котором в данный момент не присутствуют основные глобальные игроки на рынке райд-шеринга - Uber и его основной конкурент Lyft. Вместо них  местным жителям и путешественникам предлагается воспользоваться услугами местных райд-шеринговых компаний, которых в городе сразу несколько: Fasten, Fare, Wingz, GetMe или RideAustin.

Uber и Lyft вместе ушли из Остина практически единомоментно в мае 2016 года, проиграв одну из самых дорогих политических кампаний в истории города. Оба гиганта совместно потратили 8,2 миллиона долларов на то, чтобы добиться поддержки горожанами на референдуме специального закона, известного как Предложение 1. Согласно этому закону планировалось отменить принятые ранее постановления муниципалитета Остина, по которым к водителям Uber и Lyft применялись бы те же правила лицензирования, что и к обычным таксистам,включая дактилоскопирование для проверки наличия криминального прошлого.

Вместо этого  правила в отношении такси в городе должен был начать формулировать специальный комитет, сформированный при участии Uber и Lyft. В итоге предложение потерпело неудачу - против него проголосовали 56% участников референдума. Посчитав, что их дальнейшая деятельность в Остине без этого закона не имеет смысла, Uber и Lyft прекратили свою работу в городе практически в один день - 9 мая 2016 года.

В голосовании приняло участие почти 600 тысяч жителей города. При этом против Предложения 1 выступила не только большая часть политической верхушки Остина, но и профсоюзы, общественные организации и объединения жителей. Лейтмотивом их позиции было стремление не дать глобальным корпорациям диктовать городу свои правила, а также обеспечить безопасность пассажирских перевозок.

А что взамен?

Сразу после ухода Uber и Lyft из Остина начали появляться организации-заменители, попытавшиеся захватить освободившийся столь внезапно рынок. Сперва бывшие водители этих двух компаний создали неформальную страницу на “Фейсбуке”, на  которой потенциальные пассажиры оставляли свое местоположение и указывали место, куда им надо ехать, а водители, в свою очередь, устраивали аукцион за право совершить поездку.

Впрочем, рынок из примерно 10-15 тысяч водителей, оставшихся не у дел после ухода из Остина Uber и Lyft, был слишком лакомым, чтобы мимо него могли пройти представители бизнеса.

На обломках двух гигантов в считанные месяцы возникли полтора десятка новых компаний, но при этом чуть ли не самой инновационной и популярной из всех новых компаний, образованных в пост-Uberовском Остине, оказалась компания RideAustin.

Она была основана как строго некоммерческая организация двумя представителями местного IT-бизнеса - Джо Лимандтом, основателем компании по производству программного обеспечения Trilogy, и Энди Трайбой, президентом компании Crossover, которая занимается хедхантингом в области информационных технологий.Они привлекли к созданию компании наиболее талантливых программистов и дизайнеров Остина, а на выходе получилась весьма локализованная технология, которая была предназначена для конкретного города и не должны была стать конкурентом Uber и Lyft в других городах.

Концепция RideAustin была анонсирована ее создателями всего через две недели после голосования по Предложению 1, а еще через месяц ей смогли воспользоваться первые пассажиры. По словам ее создателей, некоммерческая модель RideAustin оказалась своего рода связующим звеном между IT-сообществом Остина и теми горожанами, которые отвергли присутствие Uber и Lyft. Концепция должна была также помочь городу, издавна страдавшему от дорожных пробок и проблем с общественным транспортом, в котором при этом существует кипящая ночная жизнь, сохранить внутри своих границ надежную систему райд-шеринга.

По словам представителя по связям с местным населением компании Джо Дешотеля, создание компании было своего рода оливковой ветвью, попыткой IT-сообщества помочь городу залечить раны, нанесенные уходом Uber и Lyft. С момента запуска компания собрала более 7 миллионов долларов на финансирование своей деятельности, в основном именно от представителей IT-индустрии города. Основная часть средств была потрачена на разработку и дальнейшее усовершенствование приложений под различные платформы для пассажиров и водителей, техническое обеспечение проекта (серверы и базы данных), оплату дактилоскопии водителей и так далее.

Создатели компании изначально подчеркивали некоммерческий, фактически благотворительный характер проекта. Это должно было избавить его от давления, присущего аналогичным бизнес-проектам, которые прежде всего нацелены на извлечение прибыли и обеспечение дохода их акционерам.Кроме этого, финансирование благотворительных проектов происходит для их участников гораздо легче в плане налогообложения.

Как это работает?

Концепция райд-шеринга в RideAustin имеет следующие отличия от стандартных. Прежде всего, компания позволяет клиентам округлить стоимость поездки до ближайшего доллара, и эта разница идет на благотворительность (по такой схеме уже удалось собрать порядка 100 тысяч долларов). При этом решение о благотворительном округлении принимается пассажиром факультативно при первичном запуске программы, и при дальнейших поездках округление уже идет автоматически.

Также пассажирам разрешается самим поднять стоимость поездки до уровня “Премиум”, чтобы перейти в начало виртуальной  очереди ожидающих такси.

Тарифы в компании в их базовом варианте складываются из следующих составляющих: $1.50 за посадку, 99 центов - каждая миля поездки, 25 центов минута, $4 минимальная цена поездки, из которых вся сумма остается водителю. Тарифы “Премиум” и “Люкс” стоят дороже, но из них водителю идет уже 80%. В приложение встроена также возможность оставить водителю чаевые. По сравнению с другими аналогичными компаниями города, стандартная поездка по маршруту длиной в пять миль приносит каждому водителю RideAustin примерно на доллар больше, а пассажирам при этом обходится дешевле из-за разницы в 20%, которую берут себе другие компании.

Надо сказать, что поездки на аналогичные расстояния у Uber  в последний год работы в городе стоили примерно на 40% дешевле, но нельзя забывать, что такая демпинговая политика компании вызывала и продолжает вызывать шквал критики со стороны водителей, доходы которых регулярно снижаются.

Кто больше доволен?

Жители Остина с воодушевлением восприняли новый стартап. Уже в феврале 2017 года компания перевезла своего миллионного пассажира, а количество пассажиро-перевозок в неделю в среднем составляет 60 тысяч.

Довольны и водители: им идет вся стоимость поездки идет им в карман (Uber и Lyft берут себе в среднем по 20% от цены). Разумеется, все водители компании проходят проверку с обязательным дактилоскопированием, согласно городскому законодательству, регулярно проверяется и техническое состояние автомобилей.

Менеджмент компании весьма немногочислен - всего шесть человек, и низкие управленческие расходы позволяют компании находиться весьма близко к полной самоокупаемости. Для сравнения - по некоторым данным, в Uber за счет пассажира покрывается лишь 41% стоимости каждой поездки, остальное компенсируется инвесторами.

Если не считать маркетинговых и операционных затрат, в RideAustin стоимость поездок уже начала покрываться пассажирами практически полностью. При этом операционные затраты планируется начать компенсировать при помощи дополнительных источников выручки - продажи рекламы через соответствующее приложение и партнерства с различными массовыми мероприятиями, проходящими в городе. Вся финансовая база данных компании при этом является полностью открытой.

Впрочем, при всей, казалось бы, безоблачных перспективах возникает логичный вопрос: что будет, если райд-шеринговые гиганты вдруг вернутся в город - или решив таки подчиниться местным законам, или отменив их на уровне законодательства штата (такой законопроект, кстати, уже внесен в законодательное собрание Техаса).

В самой компании RideAustin об этом пока стараются не думать. Там продолжают выстраивать доверительные отношения с горожанами, наблюдая при этом за накапливающимися проблемами в Uber - проблем с оперативным управлением, обвинений некоторых высших должностных лиц компании в сексуальных домогательствах, а также отношением руководства компании к недавним указам президента США относительно иммиграции. По некоторым данным, с конца декабря примерно 200 тысяч клиентов Uber в США уже удалили свои учет ные профили в компании, при этом многие сделали это под воздействием интернет-кампании под тэгом #DeleteUber.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.