Как мы рассказали в колонке «Государство как система управления в реальном времени», к сегодняшнему дню появилась возможность в реальном времени контролировать исполнение бюджетов всех муниципальных образований, субъектов Федерации и центральных ведомств. Оценивать их деятельность по точнейшим критериям двойной бухгалтерии. Но как сделать обозримыми эти данные? Как извлечь из них пользу?

В 1964 году Станислав Лем написал рассказ в жанре юмористической фантастики из цикла «Кибериада» – «Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть». Компьютеры тогда существовали в образе мейнфреймов; громоздких шкафов, занимавших огромные залы. IBM/360, совершившая первую революцию в вычислительной технике, была интересной новинкой, которой только предстояло разбрестись по соцлагерю в виде ЕС ЭВМ. Ну а интернета не было и в помине…

Но проницательный автор уже тогда описал историю жадного до информации разбойника с дипломом, утонувшего в море предоставленных ему изобретательными конструкторами Трурлем и Клапауцием данных. В том же году у Лема вышла и провидческая «Сумма технологии», которая описала многое из того, что окружает нас сегодня. Одна из главок, называлась – «Мегабитовая бомба». Где вполне серьезно говорилось об участи цивилизации, утопающей в произведенной ей информации. Там, правда, речь шла об информации научной, о результатах исследований, которые становятся бесполезны, ибо дешевле провести их заново, чем найти на полках библиотек…

Но ведь и в управлении можно утонуть в информации. Информации абсолютно точной. Имеющей самое прямое отношение к процессу управления. Но – которую совершенно невозможно использовать из-за его обилия. Хотя информация эта и крайне нужна. Просто обозреть ее невозможно… Но – необходимо. Появление больших объемов данных говорит о том, что сложность той системы возросла. А неспособность обработать эти объемы говорит о том, что система становится ненаблюдаемой.

«Ненаблюдаемый» в теории автоматического управления не означает, как на обыденном языке, «невидимый». «Ненаблюдаемый» там означает, что по получаемой информации о состоянии системы невозможно предсказать ее состояние в следующий момент времени. Этот кибернетический термин применим ко всем системам управления – в том числе и муниципального и государственного. Поясним это на примерах.

Ну, вот, читаем «В Кремле обсудили исполнение майских указов»: «Уровень зарплат учителей всегда должен находиться в поле зрения государства, заявил президент. И если он снижается ниже среднего по экономике региона, реакция должна быть соответствующая.» А вот данные такой организации как Общероссийский Народный Фронт (в регионе это – опытной директор крупного завода, энергичный молодой музейщик…) – «ОНФ: Тульская область установила антирекорд по снижению зарплат учителей». «По данным Росстата, по итогам 2015 г. снизились зарплаты у школьных работников в 15 субъектах РФ (наибольшее снижение в Алтайском крае – на 4,2%). В I квартале 2016 г. – уже в 22 субъектах. Антирекорд принадлежит Тульской области – снижение на 11,6%. Та же тенденция наблюдается в сфере дошкольного образования.».

То есть – глава государства призывает обратить самое пристальное внимание на зарплаты учителей. А общественная организация говорит о крайне негативных тенденциях в этой сфере. Ну, что можно сказать о качестве управления в этом ведомстве? Видимо всем понятно… И, скорее всего, это объясняется и проблемами прохождения и обработки больших массивов информации. Можно же вытащить на федеральный уровень всю информацию по каждому педагогу – зарплата в ведомости, соотношение зарплаты со средней по региону, объем часов за эту зарплату. Только обозреть эти данные будет невозможно…

Даже в этом объеме легко утонуть

А применяемые от века методы усреднения, когда зарплаты директоров школ с доверенными бухгалтерами складывают с зарплатами молодых учительниц, а потом делят пополам – они только замутняют ситуацию. Поэтому современным методам получения, обработки и передачи информации должны сопутствовать и современные методы ее отображения. И методы такие появились – в 2008 году в научной среде заговорили о технологии big data, больших данных. Уже в 2009 году термин этот перекинулся на деловую среду и сегодня рассматривается как одно из важнейших стратегических направлений в ИТ-индустрии.

Давайте посмотрим – что такое большие данные, и почему они возникают в государственном управлении. Изначально их охарактеризовали «тремя V». Это от английских слов: volume, объём, в смысле данные эти очень объемны, велики; velocity, скорость, в смысле – скорость прироста объёма данных, влекущая за собой потребность в вычислительных мощностях для их обработки и передачи; variety, многообразие, в смысле необходимости одновременной обработки различных типов структурированных и полуструктурированных данных.

Объём – ну, с ним все ясно и просто. Представим себе лишь, сколько муниципальных образований раскинулось на одной восьмой части обитаемой суши планеты, и умножим на их число объем известной каждому служащему отчетности. Много получается, не правда ли? И со скоростью прироста объема данных все наглядно – представим себе, что каждые пять дней указанный выше объем отчетности добавляется к накопленным ранее. Впечатляет, да?

А вот на вычислительных мощностях, необходимых для обработки всех этих данных в реальном времени, остановимся подробнее. О прогрессе информационных технологий знают все. Но – не все представляют, что вычислительная мощность, необходимая для проигрывания музыки в самом дешевеньком, за несколько сот рублей, плейере, превосходит ту, с помощью которой моделировались термоядерные взрывы, прокладывались космические трассы, составлялись балансы народного хозяйства СССР, раскинувшегося на целую шестую часть суши. Но это – так. Правда, одна деталь – тут обрабатывается однородная информация.

Акустические сигналы, подвергаемые так называемому БПФ, быстрому Фурье-преобразованию. И в науке сигналы от сейсмической геологоразведки, скажем, с которых и начались большие данные, относятся к тому же разряду однородных. А информация, используемая в госуправлении – принципиально неоднородна и неважно структурирована. Даже если выражена в универсальных и всем понятных единицах – в российских рублях, валюте баланса. Вернемся к Майским указам, к здравоохранению, к образованию…

Вот зарплата врача, и рядом – зарплаты администрации больниц. Вот зарплата учителя – и рядом зарплаты руководства школ. Проще всего ссыпать все вместе, выведя среднее. Но лучше рассмотреть их отдельно, по категориям. Тогда будет введено много больше ясности – сколько получает учитель, как меняется зарплата со стажем, каковы зарплаты у руководства (надеюсь, что читатели смогут в комментариях рассказать много интересного). Сколько из выделяемых народом денег уходит непосредственно на лечение и учение, а сколько расходуется на трансакционные издержки?

Да, это более сложная задача. Да, она требует работы с теми самыми различными типами структурированных данных. Да, надо будет подать наверх не средние цифры, а сложноструктурированные массивы информации. Но – современная вычислительная техника позволяет это сделать. Но – современные каналы связи позволяют это своевременно передать. И руководство, начиная с высшего руководства страны, будет заинтересовано в том, чтобы иметь данные, дающие самую полную картину.

Но вот «какими красками» эту картину написать? Ведь есть техническая возможность профильному министру, придя с докладом, принести президенту страны винчестер-терабайтник, в котором будут данные по зарплате каждого врача и учителя в стране. Только вот беда – данных этих будет столь много, что разобраться в них станет невозможно. И вот тут-то должна прийти на помощь простейшая методика из технологий больших данных – визуализация. Превращение огромных массивов информации сначала в видимое, а потом – в наблюдаемое.

Задача отображения на интерактивной карте страны зарплату участкового терапевта по каждому региону в цветовом соотнесении со средней по региону относится к штатной для ИТ. И обновлять данные каждые две недели, в дни аванса и получки, нетрудно. А соотнести цифры с отображенными здесь же доходами главврачей и бухгалтеров – будет еще и поучительно. И можно сползти на уровень муниципальных образований лечебных и учебных учреждений… Совсем другой разговор получится, не так ли? И все это в пределах технологической доступности!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.