На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы". Ну а неинформационного общества в развитых странах просто не существует – мамы давно уже усмиряют разбушевавшихся детей не перспективой лишения десерта, но угрозой отключения вайфая. Так что посмотреть на этот документ стоит поподробнее…

Ну, начинается он очень хорошо и правильно: «Основными принципами настоящей Стратегии являются: а) обеспечение прав граждан на доступ к информации; б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;…». Это в полной мере соответствует Статье 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.»

Внимание прессы привлек, правда, пункт «г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;», вызвавший шумное веселье в сети. Но поскольку документов, законодательно устанавливающих эти самые ценности и меру их традиционности не существует, то обращать внимание на него просто не стоит в силу неконкретности.

Точно так же вряд ли стоит считать конкретными мечты «заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами, обеспечить технологическую и производственную независимость и информационную безопасность;»… По очень простой причине – страна с 2% планетарного населения и 2% планетарного ВВП в принципе не может быть автаркичной в сфере ИТ, где капитализация крупнейших корпораций сравнима с российским ВВП.

А вот оценки роли ИТ в жизни общества вполне конкретны – «Пользователями российского сегмента сети "Интернет" в 2016 году стали более 80 млн человек. … Создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключились более 34 млн россиян. … Объем реализации товаров и услуг россиянам с использованием сети "Интернет" в 2015 году достиг эквивалента 2,3 процента валового внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту.»

И вполне обоснованы планы «обеспечить использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями;». Тут речь идет о математике, которая у нас пока еще на вполне приемлемом уровне, и о дисциплине обмена информацией, которая вполне может быть достижима. То есть именно на уровне шифрования возможно «обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления».

То есть именно благодаря этому появятся шансы «обеспечить поэтапный переход государственных органов и органов местного самоуправления к использованию инфраструктуры электронного правительства, входящей в информационную инфраструктуру Российской Федерации». То есть сделать за счет внедрения информационных технологий сферу государственного, регионального и муниципального управления более эффективной и менее затратной. Именно о таких возможностях мы регулярно рассказываем. («Кремниевый детектив RAVN ловит коррупционеров. Пока – британских»)

Электронное правительство – штука хорошая. Прежде всего тем, что в силу эффективности ИТ, оно может оказаться значительно более дешевым – ну, сравните стоимость электронного письма и письма, отправленного по электронной почте. А более дешевый аппарат – это ниже налоги, больше ресурсов и стимулов для экономического роста. Но внедрение полномасштабного электронного правительства – это опция, которая может быть реализована только «сверху». А вот в Стратегии перечисляется масса интереснейших возможностей, которые предоставляются самим активным гражданам и требуют их, активных граждан, активного же участия…

Прежде всего, хочется выделить такой объект, как «Национальная электронная библиотека – федеральная государственная информационная система, представляющая собой совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием сети "Интернет";». Именно она представляется в высшей степени важной…

Корабли Великого Белого Флота, которые послал вокруг света Теодор Рузвельт, знаменуя претензии США на доминирование в мир-экономике, были построены из стали с заводов Карнеги…

Жил когда-то в США великий филантроп Эндрю Карнеги. Сначала он проделал карьеру от телеграфиста до металлургического магната; принадлежащие ему заводы производили стали больше, чем вся Англия. А потом занялся благотворительностью – кому-то возможно доводилось бывать в Музее Карнеги и в Карнеги-Холле; те, кто побогаче, могут отправить деток в Карнеги-Меллон. Но высшим достижением Карнеги было то, что он покрыл Соединенные Штаты сетью общедоступных библиотек.

Но человек, начинавший карьеру магната рабочим, знал, что халява впрок не идет. И деньги на библиотеки он давал – муниципалитетам, университетам, школьным округам, общинам – на условии паритетного финансирования. Половину предоставляет он, а половину докладывают они. Теперь, на совсем другом уровне технологий, активным гражданам, их объединениям и муниципалитетам с регионами стоит позаботиться о том, чтобы внести свою часть в Национальную электронную библиотеку.

Именно такие библиотеки строил по Штатам Эндрю Карнеги…

Скажем, планирует регион развивать туризм на основе своего исторического и культурного наследства. Прекрасно! Вполне постиндустриальное занятие! Только вот чтобы имеющиеся там памятники были кому-то интересны, не представляли собой просто старые камни, черепки и деревяшки, они должны быть сопровождены облаком культурных сведений. Облако в данном случае названо и как метафора, и как вполне конкретная, помянутая в Стратегии технология…

Так вот, чтобы ста людям было интересно бросить взгляд на местный кремль, десяток должен быть знаком с его историей, а один – познакомиться с ней глубоко, взглянув на архивные документы. Интернет дает такую возможность всем – но для этого их надо оцифровать в обычных архивах, атрибутировать, общедоступно прокомментировать… Часть этих дел – чисто государственная, древние акты достойны бережного квалифицированного обращения архивистов. Но вот общедоступные рецензии, популяризация – это дело краеведов. Народных историков.

А еще упомянутые народы Российской Федерации. Интерес к их культуре, к их традиционным промыслам сам по себе не возникнет. Его нужно формировать – пополняя сведениями ту самую Национальную электронную библиотеку. Сведениями самыми разнообразными – от древних карт и актов гражданского состояния, до оцифрованных материалов этнографических экспедиций. Обеспечивать качественное и надежное хранение этого – только так можно говорить о сохранении и взаимообогащении культур народов России.

И технические возможности для этого есть. А вот наполнить эти самые возможности подлинным человеческим содержанием могут только сами люди. И только на основе адекватного знания подлинных документов возможно и знание настоящей истории страны, и ее традиций и культурных особенностей. Но для этого кто-то должен сначала их найти и бережно сохранить в Сети!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.