Любой, наверное, согласится, что тема сборов на капитальный ремонт жилья является одной из самых острых в российском обществе. Это вам подтвердят и те чиновники, кто занимаются вопросами жилищно-коммунального хозяйства, да и главы муниципальных образований. Любой депутат любого уровня – а особенно их помощники, постоянно ведущие прием граждан – расскажет вам о частоте обращений на эту тему. Да с бабушками у подъезда поговорите – массу интересного и эмоционального услышите.

Ну, обычно ее обсуждают с точки зрения юридической. Законны – или нет – эти самые сборы на капремонт, предусмотренные Жилищным кодексом РФ. Решение на этот счет вынес Конституционный суд РФ в документе с длинным названием – ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы от 12 апреля 2016 года.

Конституционный суд – а его решения являются нормативными актами прямого действия, стоящими выше любого федерального закона и не подлежащими обжалованию – отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Так что на этом юридическую сторону дела можно считать закрытой. Обжалования нет и быть не может. Гражданам придется платить. Все предложения многочисленных «консультантов» «законно» избавить от сборов на капремонт не стоит рассматривать серьезно…

Но это Постановление КС РФ накладывает целый ряд обязанностей и на органы власти. Законодатели должны конкретизировать порядок формирования программ капремонта. Еще весьма важно то, что введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, которые требовали капремонта на момент приватизации – эти здания должны в первую очередь включаться в соответствующие региональные программы. Бюджеты всех уровней могут оказывать дополнительную финансовую поддержку капитальному ремонту.

В то же время, КС РФ постановил, что Конституции не противоречит и право муниципалитета самостоятельно определять способ финансирования работ, если жильцы не сделали выбор. При этом местные власти обязаны проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Именно обязаны – "Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома)".

Так что, с юридической стороны все понятно. Собственник имеет не только права, но и обязанности. В том числе – обязанность заботиться о сохранности и поддержании в надлежащем состоянии общего имущества, в данном случае – многоквартирного дома. Чтобы не сыпались на прохожих вывалившиеся куски штукатурка, да и кирпичи. Неизбежность этого вытекает из Второго начала термодинамики, закона неубывания хаоса. Все процессы в нашей Вселенной идут так, что порядка становится меньше, а беспорядка – больше. И – никак иначе. Поэтому ни вечный двигатель второго рода сделать нельзя, ни дом без ремонта оставить…

Мелкий беспорядок – от уборки подъездов до замены кровельных материалов – устраняется (по крайней мере – в идеале…) в повседневной деятельность обслуживающих дом организаций, что оплачивается по соответствующей статье. А вот замена несущих стропил кровли, общедомовых коммуникаций и т.п., сопряжено уже с серьезными затратами, на которых денег по этой статье не хватит. А ведь дело может дойти и до ремонта фундаментов и утепления ограждающих конструкций! Но и нужда в таких работах не возникает каждый день – поэтому их собирают с жильцов мелкими порциями, и аккумулируют одним из двух способов.

Собранные взносы или перечисляются в специальный фонд капремонта, созданный в каждом из российских регионов, или, по решению жильцов, средства могут поступать на специальный счет в банке, где они копятся. У каждого из этих способов есть и свои сторонники, и свои противники. Давайте сначала рассмотрим достоинства и недостатки первого способа, в котором деньги собираются в региональный «общий котел», а расходуются по решению властей субъекта Федерации, исходя из возраста, состояния инженерных систем и коммуникаций дома, а также действующих нормативов по капремонту.

При этом мы обратимся к законам экономики, описывающим денежное обращение – они столь же точны и столь же нерушимы, как и законы физики. И для этого мы обратимся к такой крайне неприятной, но, увы, неизбежной, вещи, как инфляция. Inflatio на латыни – это надувание, речь идет о повышении общего уровня цен, на товары и услуги. Но, поскольку, на одну и ту же сумму по прошествии времени можно купить меньше товаров и услуг, то можно вспомнить и еще одно значение слова «надувать». И инфляция, естественно, распространяется как на цены стройматериалов, так и на услуги стройорганизаций.

То есть – на то, что предстоит закупать по наступлении сроков капремонта. А каков уровень инфляции? Ну, вот ресурс Статбюро предлагает нам следующие цифры: Уровень инфляции с начала 2016 года 4,05%, Уровень инфляции в 2015 12,91%, Уровень инфляции за 60 месяцев (5 лет) 50,42%, Уровень инфляции за 120 месяцев (10 лет) 140,22%. Относительно методик подсчета могут быть различные мнения, но порядок цифр дает общее представление о процессах. Собирают жильцы деньги на ремонт, которого ждать больше десятилетия – а цены за это время вырастут почти в 2,5 раза, если экстраполировать прошлые процессы в будущее.

И тут мы приходим к парадоксальному выводу – общий котел позволяет сохранять деньги от инфляции. Если деньги расходуются в то время, когда собраны, то их обесценивание будет минимальным. По сути дела региональный оператор продает по текущему курсу неподверженные инфляции «банкноты» – произвести капитальный ремонт некой доли общедомовой собственности, приходящейся на такое то количество квадратных метров. Вне зависимости от того, как вырастут цены к дате ремонта.

Банкнота в 5 биллионов (биллионов в европейском смысле, миллион миллионов) рейхсмарок. С помощью эмиссии таких бумажек правительство Веймарской республики добились того, что все долги Германской империи за Первую мировую, 154 миллиарда рейхсмарок, оценивались в 15,4 пфеннига выпуска 1914 года. Правда, потом немецкий народ проголосовал за Гитлера…
Приведем пример из литературы. В «Черном обелиске» Ремарка, гениальном романе о веймарской Германии, владелец ресторана «Валгалла» выпустил абонементы на обеды, оказавшиеся валютой, защищенной от гиперинфляции 1923 года. Веселые гробовщики-фронтовики запаслись ими впрок и решили проблему питания. Хозяин ресторана ругался, но безотказно покрывал обедами предварительно оплаченные абонементы. К этому его толкала традиционная деловая мораль, этика по Максу Веберу.

Ну а в наше время такая схема накладывает на региональные власти дополнительную ответственность – обратимся опять к материалу Конституционного суда России:

«Федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах, а также – в целях дальнейшего повышения открытости, прозрачности и эффективности расходования средств формируемых на счетах региональных операторов фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – дополнительные меры, направленные на обеспечение информирования собственников помещений в таких домах и организаций, осуществляющих управление ими, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.»

То есть – на субъект Федерации возлагается задача эдакой «перестраховки», если говорить языком страхового бизнеса. Что бы не случилось с региональным оператором – ремонт должен продолжаться, а деньги, отданные жильцами в общий котел, должны обернуться эквивалентной долей ремонтных работ в будущем. Это серьезная ответственность, установленная высшей судебной властью для местных властей! И интересно, что судьи КС РФ предусмотрели и важнейшую составляющую успешного решения этой задачи – это повышение открытости, прозрачности работ; улучшение информирования собственников помещений. Именно в этом те, кто толкует Конституцию в нашей стране, видят залог успешного решения задач, требующих взаимодействия граждан и властей – прозрачность и информированность. Жильцы любят запасаться тем, чем можно, впрок – пока не подорожало. Вот им надо объяснять, что взносы в региональный оператор – это эдакая закупка ремонт капремонта впрок. Формируя при этом максимальной прозрачностью доверие к региональному оператору.

 (Про достоинства и недостатки накопления жильцами денег на специальных счетах поговорим в следующий раз.)

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.