В одном из вариантов будущего нашей страны может произойти скучное по форме, но крайне важное по содержанию событие – граждане станут собственными налоговыми агентами по уплате НДФЛ. Это кардинально изменит отношение к государству, заставит каждого задаться вопросом, а какие, собственно, блага казна предоставляет мне за мои деньги? История государственного фиска последней четверти века ведет именно к этому – давайте же вспомним ее и сравним с прецедентами из мировой истории.

Четверть века назад, Указом президента РСФСР №229 от 21 ноября 1991 года была создана Государственная налоговая служба РСФСР. Тогда это событие мало кто заметил – СССР был уже намечен к предстоящему «Беловежскому» закланию. Разрегулирование финансовой системы шло полным ходом – зарабатывать старались доллары, шло бурное цветение бартера, а закупиться чем-то за рубли было удачей. Начинали бежать из союзных республик самые дальновидные русские. Работяг, получивших на заводе «по бартеру» пару зимних ботинок и «обмывших» их, находили к утру остывшими и без коробки с ботинками…

Но, тем не менее, именно это событие самым лучшим образом характеризовало предстоящие в государстве и обществе изменения. (Представители некогда повсеместно популярного в нашей стране марксизма могли бы назвать их радикальным изменением производственных отношений; ну а то, что за четверть века повсеместно изменилась структура собственности, ясно будет всем…) А у государства есть такая особенность – оно всегда и везде нуждается для своего существования в деньгах. И вот главным инструментом получения этих денег за прошедшую четверть века стали именно налоги, игравшие до этого совсем небольшую роль в жизни СССР.

Для лучшего уяснения ситуации обратимся к историческому примеру. К одному государству, которому пришлось долго и тяжело приучать население к самой мысли о налогах. Звалось это государство Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, Священная Римская империя германской нации, и было вполне обширно по европейским масштабам, что дает некоторые основания сравнивать его с раскинувшимся на шестую часть суши СССР. И вот в этом государстве, с X по XIV век включительно, общегосударственных налогов не было.

Причины этого были следующие – после того, как в X веке было отбито вторжение язычников-венгров, Европа наслаждалась относительным покоем. От человеческих волн, выплескивающихся из кипящего котла Центральной Азии, ее защищала Русь. Крупные христианские державы между собой не воевали – не потому, что люди отличались особой добротой и моралью, а просто из-за отсутствия экономических мотивов. Господствовало натуральное хозяйство. Товарная масса была мала – воевать за рынки сбыта нужды не было, да и слишком дальний грабительский поход был нерентабелен (зато пограничные феодалы, всякие маркграфы-маркизы и мелкие бароны, владения друг друга зорили без стеснения, делая перерывы – как верные дети папского престола – лишь на постные дни…).

Процветали и династические войны – усесться на престол получше мечтал любой феодал; а была ж еще и жадная свора бастардов, шлялись по дорогам благородные «рыцари, лишенные наследства», мечтавшие обзавестись хоть каким владением… Но – защита от них была личным делом тех, кто уже обзавелся феодом, осуществляемым им при помощи своей дружины, своего замка и созыва своих вассалов. Выигрывал он – сохранялось статус-кво, проигрывал – для социально-экономического устройства Священной Римской империи ничего не менялось.

Такая ситуация позволяла императорам обходиться без профессионального и крайне затратного войска. Император должен был исполнять свои обязанности – как видим, весьма ограниченные – за счет своих средств. Избираемые курфюрстами на трон Отоны и Гогенштауфены должны были покрывать личные расходы из доходов с собственных владений (что резонно – не голодранцу же вручать корону Карла Великого, по этой логике и нынче избирают во власть девелоперов и владельцев шоколадных фабрик).

 И поныне модно выбирать на высший пост того, кто согласен работать за один доллар в год…
Расходы же на служебную деятельность – весьма ограниченную – император получал с тех имперских имений и прав, которые он получал при своем избрании. С земельных владений получали такой же доход, как и обычный феодал со своих крестьян. Имперские города – их было более сотни, и концентрировались они в Юго-Западной части Германии – вносили императору ежегодный фиксированный платеж. Ну а случись крестовый поход какой, нужда в разорении Константинополя, для этого вводились экстраординарные целевые налоги, вроде «Саладиновой десятины».

 В жизни СССР налоги играли крайне малую роль – даже огромные военные расходы покрывались доходами с госсобственности.
Налоговая ситуация в СССР была похожей, но на основе совеем других предпосылок. Ну, так же, как похожи друг на друга акула и дельфин… Советская власть отвечала, практически, за все. И для исполнения своих обязательств она была собственником практически всех средств производства в стране, и даже того, что подавляющем большинстве стран составляет личную собственность граждан – жилье, за исключением частных домов и кооперативных квартир, было государственным. Так что налоги играли сугубо вспомогательную роль – скажем, анекдотическим налогом на бездетность пытались компенсировать урбанистический демографический переход.

И вот в какой-то момент обе страны столкнулись с необходимостью введения экономически значимых налогов. У «акулы», у выраставшей из дешевого государства с натуральным хозяйством, Священной Римской, нужда в этом возникла из экономического развития соседей и окраинных земель. Города богатели, совершенствовали ремесла, развивалась торговля. Династические усобицы на новом экономическом базисе вышли на совсем другой уровень – в огне Столетней войны родились бургундские и французские compagnies d'ordonnance, ордонансовые роты, первые профессиональные воинские части. Потом к ним присоединится и шотландская гвардия Людовика XI – «квентины дорварды» очень удобны для обламывания феодальной вольницы.

Но первый постоянный налог Германия ввела для борьбы с «внутренним врагом». Им были чехи-гуситы, не хотевшие признавать власть короля Германии Сигизмунда I Люксембурга своим правителем (до этого сей достойный монарх предал Яна Гуса, выдав ему вместо охранной грамоты – подорожную, что привело к сожжению проповедника и ректора Пражского университета в ходе собора в Констанце). Разгромы чешскими дружинами Жижки и Прокопа двинутых на подавление восстания немецких феодальных отрядов заставило истэблишмент Священной Римской империи прибегнуть к небывалому.

2 декабря 1427 года собравшийся во Франкфурте Имперский сейм, Reichstag, ввел Hussitenpfennig, «Гуситский пфенниг», налог на всех жителей Германии обоего пола, достигших 15-летнего возраста. Был он крайне сложен и запутан, состоял из подушного, поимущественного, подоходного и сословного личного налога. Евреям повезло с налоговым администрированием, но не повезло со ставкой – налог на них был только подушным, но весьма высоким. Налоговая система также оказалась крайне сложной.

 Первый общегерманский налог ввели на подавление восстания гуситов – из него оплачена сталь того всадника (и овес его коня), что в правом нижнем углу картины Йозефа Матхаузера, изображающей битву при Липанах.
Простой люд вносил налог в налоговые комиссии, созданные в каждой деревне и городе; служило в такой комиссии шесть членов. В пятидесяти епископских городах были созданы комиссии второго уровня, также из шести членов – в них платило духовенство и дворянство, в них вносили собранное города и деревни. Дальше шел третий уровень – в Бреславле, Зальцбурге, Кёльне, Нюрнберге и Эрфурте работали комиссии из 6-8 членов. Сдававшие собранное верховной налоговой комиссии из девяти членов; заседала она в Нюрнберге, ставшем в силу этого первой столицей империи… Дальше менялись законы, шло совершенствование бюрократии – но структура дожила до времен Бисмарка.

Ну а в СССР, занявшем место «дельфина», переход к массовому взиманию имел в основе мнение, что государство является неэффективным собственником, что рынок окажется дееспособней плана. Поэтому, в результате приватизационных процессов, былая госсобственность оказалась розданной в частные руки. Государственные расходы – которые никуда не делись – пришлось покрывать из налогов. Вот эта-то сверхзадача и легла на Государственную налоговую службу РСФСР – компенсировать утраченные государством доходы от собственности.

Естественно, организационные структуры в ходе реализации этой задачи менялись – Государственная налоговая служба РСФСР, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная налоговая служба России… Но суть деятельности этих ведомств была одинаковой – обеспечение сбора с организаций и граждан тех средств, которые идут на содержание государства и муниципалитетов, и которые в советский период истории давала государственная собственность. Возможное предоставление каждому гражданину статуса налогового агента заставит подавляющее большинство осознать эту суть.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.