Постиндустриальный переход – резкое повышение производительности сверкрупных предприятий, лишающее массы людей привычной работы и уклада жизни – вещь весьма болезненная. И поэтому так важно отмечать конкретные позитивные процессы, возникающие рядом с нами очаги постиндустриальной самоорганизации граждан, их взаимодействия с органами местного самоуправления и частными предпринимателями. Прекрасным примером этого является проходящий на Куликовом поле фестиваль «Былина»!

Куликово поле, стык Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов Тульской области, сыграло особую роль, выраженную в словах историка Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». Солнце 8 сентября 1380 года всходило над готовящимися к битве полками русских княжеств, а заходило над победившим войском Московского государства. Поэт Сергей Орлов, горевший в машине танкист, выразит это в стихотворении «Монолог воина с поля Куликова»:

И стою я в полку засадном
Вольный воин, как терний сильный.
Сотоварищи мои рядом,
Нету только ещё России.
Нет России с песней державной
С моря синя до море синя,
Ни тесовой, ни златоглавой,
Нет ещё на земле России.


Так что Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" установил, что 21 сентября отмечается День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Это помогло группе тульских энтузиастов добиться создания Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Благо что специалисты Государственного Исторического музея, Института географии АН СССР, тульских научных и музейных учреждений изучали археологические и природные памятники Куликова поля еще с подготовки к празднованию 600-летия битвы.

Два с лишним десятилетия деятельности музея были наполнены разнообразной, но очень целеустремленной деятельностью. Собирались экспонаты для Музея «Тульские древности»; велись археологические изыскания, имевшие целью восстановить ландшафт битвы; в поселке Епифань – некогда уездном городе, прославленном повестью Андрея Платонова «Епифанские шлюзы» организовывался Музей купеческого быта; засевались воспетым в стихах Блока ковылем заповедные земли…


Организовывались экскурсии – по «Тульским древностям», на Куликово поле… Читались лекции – по самой Куликовской битве, по истории Тульской области, по истории изучения археологических памятников Тульского края в XVIII-XX вв. Очень быстро появились игровые занятия, например, предлагающие провести «один день в русской избе»… Знаете, сегодняшним детям все это очень привычно – но россиянам, выезжавшим за границу в 90-е, было удивительно количество экспонатов, которых в современных музеях можно не только пощупать пальцами, но и сделать что-либо с их помощью.

А комплекс музеев «Куликово поле» такую возможность стал предоставлять очень быстро. Появились всевозможные мастер-классы – по валянию из шерсти, по декорированию природными материалами, по лепке и резьбе, трудно все упомнить… Занятия вели как историки, так и известные местные мастера традиционных народных промыслов. Так что присвоение в 2008 году сотрудникам музея-заповедника «Куликово поле» званий лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства было вполне ожидаемым. (Кроме награжденных, хотелось бы вспомнить добрым словом покойного Николая Травина, отдавшего музею лучшие годы жизни…)

Музей предлагает туристам, например, ночлег в историческом доме на усадьбе купца Байбакова…

И вот создание и развитие исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» послужило спусковым крючком к запуску того, что в естественных науках принято называть автокаталитическим процессом. Вокруг него начали запускаться как различные формы народной самодеятельности, которые нынче принято называть гражданской активностью, так и ряд бизнесов, например туристических, предлагающих экскурсии в различные музеи комплекса. И вокруг постоянно действующего музея стали организовываться проходящие по урочным датам фестивали.

Например, в музейном комплексе «Куликово поле» прошел очный тур регионального этапа гуманитарной олимпиады «Умники и умницы». В ближайшие выходные предстоит Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле», приуроченный к 1 июня – Дню памяти Дмитрия Донского. Проходит он уже в семнадцатый раз – молодежь, приезжавшая туда первый раз студентами, повезет туда уже своих детей – можно говорить о полноценной, возникшей на наших глазах традиции.

Ну а особое место своей «междисциплинарностью» занимает фестиваль народных традиций «Былина». Он ежегодно открывает летний туристический сезон на Куликовом поле и приурочен к Международному дню музеев и акции «Ночь музеев». Тут желающие действительно могли провести ночь в палаточном городке на берегу Непрядвы – благо что погода благоприятствовала этому на фоне нынешнего, мягко говоря прохладного, мая…


И фестиваль был в высшей степени разнообразен – каждый желающий нашел здесь свое. Ночное факельное шествие к могиле Неизвестного Солдата; военные песни под гитару, память о подвиге предков… И рядом – веселый конкурс детского и юношеского творчества «Травень», около 90 фольклорных танцевальных и песенных коллективов и солистов из Тульской, Московской, Ростовской, Рязанской областей – сольное пение, малые и большие фольклорные ансамбли, хореография.

А рядом – масса практических занятий, воскрешающих забытые страницы народной культуры. Вот одуванчик – с которым надлежит бороться на огороде и партерном газоне… Но говорил же великий Лавуазье, что грязь – это вещество на неподходящем месте! Так и этот веселенький желтоцвет является прекрасным сырьем для варенья. Варенье из одуванчика – визитная карточка, символ фестиваля «Былина», отличающий его от одного конкурирующего народного праздника. А еще – пекли блины, используя в качестве плиты пеньки. Готовили уху из свежевыловленной рыбы и традиционный туристический кулеш из консервов…   


А рядом – просветительская программа. Детей учили писать буквы старославянского алфавита, уставом и полууставом, плести пояса… А еще – знакомили с основами исторического фехтования. Удивительно подумать – но еще четверть века назад этот интереснейший вид спорта и народного творчества в нашей стране отсутствовал. Сцены фехтования – даже в гениальных фильмах, таких как «Гамлет» Козинцева, ставили специалисты сценического, театрального движения, и они оставались театральными. И даже если это был такой мастер, как Иван Кох – сцена, без дублеров, с ограниченным реквизитом, живет совсем по другим законам…


А теперь – дело другое. Даже родовитый шотландец с восторгом смотрит на здешние бои на клейморах. Всего четверть века – и благодаря энтузиазму и народному творчеству картина полностью переменилась, что и находит отражение на фестивале.  А еще – катания верхом или на бричке. Обзор исторических земель с колокольни. Уроки того, как смастерить брошь или шпильку, сплести украшение из бисера, свернуть из жести свисток. Гости из Кижей, привозящие свои ремесла и услаждающие слух туляков крошечной гармонью-черепашкой, сохранившейся только на Севере…

Возрождение народных традиций – вроде игры в городки, которая полвека назад была общераспространенной, а сейчас забыта. Слияние воедино региональных наследий – образующих вместе культуру огромной страны. Увлекательный отдых для массы людей. И самое главное – отдых уже традиционный, созданный на наших глазах, но служащий сохранению подлинной истории. Прекрасная основа для постиндустриальной активности, туризма и промыслов!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.