Задача оснащения жилого фонда внутриквартирными и общедомовыми приборами учёта расхода воды (а попросту — счётчиками) стоит как никогда остро. Лень, боязнь переплатить, а часто и незаконная личная выгода скалой возвышаются на этом пути. И даже введённые с июля репрессивные меры — теперь жильцы домов без счётчиков станут платить в 1,4 раза больше тарифа — не спасают. Вот пример Костромы, где почти половина домов счётчиками не оснащена, и это вряд ли уникальная картина, скорее — типичная для российской глубинки.

Решение, однако, есть и сводится к ставке на ту же самую личную заинтересованность. Необходимо разъяснить населению, а лучше показать на живом примере, что более точный учёт позволяет резко сократить расходы, в частности, на воду. Такая демонстрация необходима и достаточна, после неё уже не будет нужды взывать к порядочности, сознательности, гражданской ответственности: пусть прозвучит грубо, но — шкурный интерес сделает своё дело!

В процессе поиска материалов для рассказа об «умной» технике в ЖКХ, я как раз и наткнулся на такую историю из жизни — и сегодня хочу её пересказать. В силу некоторых причин (которые я объясню в конце), схему, изложенную ниже, не следует понимать как что-то не подлежащее сомнению. Скорее это указатель направления, в котором можно и нужно двигаться. Вместе с тем она должна быть справедлива для большинства российских многоквартирных домов. Поэтому присмотритесь и подумайте, сработает ли такое у вас?

Так вот события, о которых идёт речь, произошли в Москве примерно год назад. Управляющая компания «Актион», в ведении которой тогда находилась дюжина многоэтажек, задалась целью радикально сократить общедомовые нужды (ОДН) по воде — в некоторых её домах превышавших 20% от суммарного индивидуального потребления. Но как такое вообще возможно: двадцать процентов?! Ведь ОДН по сути — лишь то немногое, что дом расходует сверх потреблённого жильцами. И цифра эта в идеале не должна превышать одного-двух процентов. Проблему изучили и вскрылись следующие неприятные факты.

Так было. Структура ОДН.
Огромное ОДН складывалось из нескольких слагаемых, по отдельности незначительных. Так оказалось, что дешёвые бытовые счётчики воды имеют серьёзную погрешность (называется цифра в 20%), которая особенно сильно проявляется при слабом напоре и растёт по мере старения счётчика. Вот почему небольшие, но хронические утечки и расходы — вроде капающего крана, подтекающего унитаза, даже пропускания воды через бытовые фильтры — могут учитываться не полностью или не учитываться вовсе.

Намного большую лепту в ОДН вносят «резиновые» квартиры — где прописан один, а живут несколько человек. Платят они всегда по нормативу, а не по счётчику, для них это выгодно — ведь норматив установлен на одного жильца. Действительное же потребление воды в таких квартирах может превышать нормативное в несколько раз!

Наконец, больше всех «гадят» разного рода мошенники. Вы удивитесь, как много способов помешать счётчику работать или «скрутить» его показания. Кто-то сдаёт заведомо меньшие показания и отказывается пускать в квартиру контролёров для поверки, кто-то экспериментирует с сильными магнитами, врезками-переходниками, даже пылесосом (есть и такой метод заставить счётчик вращаться в обратную сторону!). На этом фоне мелочи, вроде протекшей в подвале трубы или полива газонов, в составе ОДН почти не заметны.

Было.
Как того и требует закон, накопившиеся «утечки» раскидывались поровну на все квартиры дома. Вот так и получалось, что в квитанциях, в графе «Общедомовые нужды» порой стояла сумма, превышающая 20% от индивидуального потребления. Добросовестные жильцы платили за недобросовестных соседей — и это, к сожалению, типично для современной России. Но что же делать? Репрессии — не выход, опыт раз за разом это подтверждает. В «Актион» решили подойти с обратной стороны: заинтересовать самих жильцов точным учётом. И поставили во всех 240 квартирах (даже в тех, где раньше счётчик не стоял) одного дома «умные» счётчики воды.

Если вы про «умную» жилищно-коммунальную технику не слышали, очень рекомендую прочесть упоминавшийся выше материал («Умная техника в ЖКХ? Не страшно»). Но идея очень простая. «Умный» счётчик скрывает в себе некоторую электронную начинку, которая позволяет использовать устройство более умно. Такой счётчик в состоянии, например, самостоятельно сдавать свои показания, более точно учитывает расход воды, а ещё обнаруживать и даже пресекать попытки остановить себя или заставить вращаться в обратную сторону.

В данном случае были выбраны счётчики российской марки «СТРИЖ», плюс модемы той же марки (с помощью которых пересылаются показания), плюс датчики в подвал для контроля протечек. Ещё на каждые несколько десятков квадратных километров нужна так называемая «базовая станция» для сбора показаний по радио (и это увеличивает цену решения для одного дома вдвое), но Москва уже охвачена радиосетью «СТРИЖ», поэтому установка базовой станции не понадобилась.

Так стало.
Так вот — результат. «Умные» счётчики устранили все слагаемые большого ОДН. Они сами сдают показания, так что УК нет нужды просить хозяина квартиры пустить мастера для поверки. Они учитывают даже слабый расход воды. И, наконец, они не подвержены «скрутке». В результате учёт расхода воды в доме стал беспрецедентно точным.

Суммарное индивидуальное потребление заметно выросло: ведь квартиры, которые раньше отчитывались по нормативу или занижали показания, теперь учитываются полностью. А вот ОДН упал до приемлемых 1,5%. Иначе говоря, порядочные жильцы теперь платят за ОДН примерно в 10 раз меньше. В итоге переоснащение дома окупилось чуть больше чем за год, а дальше пошла уже чистая прибыль. Но есть ещё и бонусы: например, учёт расхода и контроль со стороны жильцов за ситуацией с водой в доме стали чрезвычайно простыми — ведь данные уже в цифровом виде, осталось только завести их в Excel и опубликовать на сайте.

В завершение стоит напомнить, что, подбирая «умные» счётчики для своего дома, не нужно ограничиваться только одной названной здесь маркой. Инициатива «Актиона», судя по всему, имела ещё и рекламный подтекст, почему оценки конкурирующих решений с их стороны могли быть необъективны. К счастью, спектр «умной» техники для ЖКХ уже достаточно широк, в том числе и отечественного производства, и выбрать есть из чего. В целом же схема оснащения многоэтажек «умными» приборами учёта для России вполне применима и актуальна. Может быть ваш дом следующий?

P.S. В статье использованы графические материалы компании «СТРИЖ Телематика».

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.