16 декабря 2016 года Государственная Дума приняла в первом чтении закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Общественное мнение уже успело окрестить его «Законом о платном въезде в города». Такая опция в проекте закона действительно есть, и мы ее подробно рассмотрим. Однако главная цель закона — не фискальная. Органам власти различного уровня он дает инструменты для решения несравнимо более широких задач.

Общие положения

Новый федеральный закон «регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения» (ст. 1) — это важно отметить. Речь не том, куда поедут машины, телеги и велосипеды. Она о том, как задать общие рамки взаимоотношений между людьми, которые пользуются дорогами, вне зависимости от используемых ими средств передвижения.

Во второй статье законопроекта перечислены основные принципы организации дорожного движения в Российской Федерации: соблюдение интересов граждан, общества и государства; социально-экономическое развитие территории; приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) на передвижение транспортных средств и (или) пешеходов; развитие транспорта общего пользования; развитие пешеходного и велосипедного передвижения; достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения.

Обратите внимание, как расставлены приоритеты: сначала гражданин, потом общество, потом государство.

Социально-экономическое развитие территорий — следующий пункт списка — это основа благополучия граждан и общества в целом.

Дальше законопроект говорит о приоритете безопасности по отношению к потерям времени на передвижение. Это — ограничение. Но оно вытекает из самых общих документов — Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, которую наша страна подписала как член-учредитель ООН, и в самом общем смысле сводится к тому, что жизнь человека безусловно важнее скорости и комфорта поездки.

Для чего нужен платный въезд в города

Упомянутая в законопроекте возможность введения платы за въезд на территорию поселений вызвала нешуточные страсти: «Платный въезд в города становится реальной угрозой», «Платный въезд в города России: Удар по власти и коллапс – В регионах прошли акции протеста против принятия правительственного законопроекта». Пресса и автовладельцы опасаются, что власти, принимая закон, готовятся залезть в карманы к гражданам. Нашлось и объяснение, почему они это делают: поправки принимаются, чтобы залатать нищие бюджеты регионов, предположил, к примеру, депутат Госдумы Анатолий Грешневников.

Но в обсуждаемом нами законопроекте заявлена другая логика. Целью эффективной организации дорожного движения, говорится в статье 11 законопроекта, является снижение потерь времени — для всех! А средства достижения цели — управление распределением транспортных средств на дорогах; достижение оптимального соотношения между интенсивностью движения и пропускной способностью дорог.

Вот тут-то мы и переходим к самой спорной части документа, это пункт 6 статьи 11:

«…исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств… в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов (типов), категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток. Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности…».

Власти Большого Лондона больше дюжины лет используют платный въезд, как инструмент плавной оптимизации транспортного потока.

Проще говоря, органам исполнительной власти предлагается не один, а целый набор инструментов, которые позволят им управлять пропускной способностью дорог. А пропускная способность дороги — это, понятно, конечный ресурс.

Есть пользователи, которым этот ресурс — в интересах граждан и общества — должен быть доступен всегда: машины спецслужб, со спецсигналами, например, пожарные, скорая помощь. Это преимущество закреплено за ними в Правилах дорожного движения.

Есть коллективные пользователи, которым желательно давать доступ к ресурсу в приоритетном порядке — это общественный транспорт. Это преимущество (где на практике, где в теории) реализуется через «управление распределением транспортных средств на дорогах»; пример — организация выделенных полос.

Оставшийся ресурс нужно поделить на всех. И главный вопрос: как делить-то будем — «поровну или по справедливости»?

Проект закона «Об организации дорожного движения…» приводит обширный перечень вариантов деления (среди которых и пресловутое разрешение въезжать «по четным / нечетным дням»). Почему же мы выделили именно платный въезд? Да потому, что это самая гибкая мера регулирования, «линейная», говоря языком теории управления.

Все остальные меры регулирования — дискретные: въезд автомобилей или, например, только грузовиков запрещен, либо разрешен. А введение платы за въезд оставляет человеку выбор, он сам принимает решение. При этом у органов исполнительной власти или местного самоуправления также появляется много вариантов регулирования. Они могут варьировать стоимость въезда / движения по дням и часам, добиваясь оптимальной загрузки дорог.

От Москвы и до окраин

Платный въезд позволит городам решать разные задачи, в зависимости от их размера.

Столицы и города-миллионники могут вводить платный въезд, чтобы побудить людей чаще пользоваться общественным транспортом, не занимать пространство городской улицы пятью метрами длины своей машины, а ехать сразу на поезде, в метро (что часто и быстрее выходит) или оставлять свою машину на перехватывающей парковке. Отсюда следствие: первая задача для миллионников и столиц — организовывать эти парковки так, чтобы пересадка на общественный транспорт была удобной. Иначе автомобильные пробки из «платного» центра просто сместятся к «бесплатным» окраинам. Как это делать, подскажет математическое моделирование интенсивности загрузки дорожной сети и использования общественного транспорта, в который предстоит пересесть автомобилистам. Об этом, как и о выборе системы для сбора платы за въезд, нужно думать уже сейчас, поскольку нет никаких сомнений в том, что раньше или позже решение о введении платы будет принято.

Небольшим поселениям, расположенным вблизи загруженных и особенно вблизи платных федеральных трасс, видимо, тоже придется вводить платный въезд, но для решения иных задач — безопасности жителей, перегрузки улиц. Управы благочиния, утверждавшие проектировки уездных городков в начале позапрошлого века, исходили из интенсивности движения колясок и скорости телег, а сегодня фуры и легковые автомобили проносятся по этим улочкам, пытаясь объехать пробки и платные участки федеральных трасс.

Госдума на днях приняла в первом чтении законопроект, который запрещает использование дорог, расположенных в границах населенных пунктов, в качестве альтернативных платным дорогам. Но запрет, как мы уже говорили, — инструмент грубый, дискретный, а платный въезд позволяет регулировать интенсивность движения плавно и аккуратно. Ведь транзитный транспортный поток — не обязательно зло: автомобилям нужно топливо, водителям — еда и отдых, и все это может предложить местный бизнес.

А местным администрациям, тем временем, стоит подумать еще об одном инструменте регулирования транзитного потока. Одна и та же сумма платы за въезд в город может показаться незначительной жителю столицы и разорительной — местному жителю. Так что региональным властям стоит ознакомиться, например, с опытом столичных «резидентных» разрешений на парковку.

Ну, и самое главное – Законодатель, предусматривая среди прочих мер управления дорожным движением и введение платного въезда, ни в коей мере не устанавливает обязательности его применения. Это гибкий инструмент точной настройки. И к самому применению его надо подходить гибко, учитывая и затраты на внедрение таких систем, и возможное недовольство жителей (платного въезда еще нет, а пресса уже кинулась обвинять государство в мздоимстве...). Так что необходим тщательный учет всех последствий (тут не обойтись ни без экспертов, ни без Общественных слушаний...) и непрерывное освещение этой работы в СМИ. 

 

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.