В январе 2017 года Общественной палатой были определены лауреаты Национальной премии «Бизнес-Успех». Победителями стали 10 бизнес-проектов, которые продемонстрировали наиболее успешные результаты работы. Все лауреаты были награждены главным призом премии – «Золотым домкратом», который символизирует поднятие бизнеса в России. Всего же на конкурс было представлено около тысячи проектов из 8 федеральных регионов страны.

В категории «Лучший интернет-проект» премии победил проект «НА ВСЕ 360°», разработанный барнаульским предпринимателем Игорем Носовым. Проект представляет собой своего рода 3D-путеводитель, благодаря которому можно прогуляться по улицам города, оценить достопримечательности, а также посетить любое заведение (ресторан, кафе, клуб, фитнес-центр, учебное учреждение, гостиницу, сауну) в формате виртуального путешествия. Редакция «Госовпроса» связалась с Игорем Носовым, который рассказал нам об основных этапах становления проекта и дальнейших планах организаторов

Прежде всего необходимо отметить, что «НА ВСЕ 360°» – это уникальный проект, у которого нет аналогов. Пользователь сайта может совершить виртуальную прогулку по организациям и заведениям, а также по объектам культуры и искусства и иным точкам, чтобы предварительно ознакомиться с ним перед физическим посещением и избежать в дальнейшем каких-либо ошибок либо неудобств.

Проект предоставляет услуги по визуализации разным организациям, для которых этот сервис является дополнительной площадкой для привлечения потенциальных клиентов. Согласно независимым маркетинговым исследованиям, при наличии у заведения виртуального тура интерес к нему у потребителей возрастает на 21%.

Модель монетизации проекта «НА ВСЕ 360°» подразумевает разовую плату за создание виртуального тура и оказание дополнительных услуг (размещение на картах Google, в 2ГИС, создание приложения в соцсетях), а также абонентская плата за размещение на сайте navse360.ru. В настоящий момент проект уже растиражирован на 94 города в 4 странах (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан) посредством продажи франшизы.

История проекта берет свое начало в 2009 году, когда Игорь Носов наткнулся на просторах интернета на виртуальный тур по тропическому острову. Полное ощущение присутствия и возможность самому управлять взглядом впечатлили Игоря, и у него родилась мысль создавать виртуальные туры по своему городу Барнаулу. Впрочем, в тот момент средств на реализацию идеи не было, поэтому она была отложена. Лишь в апреле 2011 года Игорю удалось найти сотоварища на реализацию идеи в лице своего одноклассника и друга Петра Григоряна. Партнеры чуть ли не на следующий день уволились со своих работ и занялись проектом вплотную.

Стартовал проект практически с нуля. Основной единицей техники стал выигранный Игорем на одном из институтских конкурсов фотоаппарат, а дополнительное оборудование, необходимое для панорамной съемки, коллеги изготовили из подручных средств кабинете труда в своей старой школе.

Первым клиентом нового проекта стал один из местных гостинично-ресторанных комплексов, а на заработанные деньги было куплено уже профессиональное оборудование. В процессе создания первого виртуального тура у основателей родилось много идей, в том числе создание единого портала, где будут размещены все виртуальные туры, созданные проектом.

Практически сразу проекту потребовалось помещение, и за неделю до конца приема заявок от предпринимателей в Алтайский бизнес-инкубатор основатели зарегистрировались как ИП, написали бизнес-план и подали заявку. Проект победил в конкурсе и получил офисное помещение на льготных условиях. В августе 2011 года участники начали в бизнес-инкубаторе перерабатывать более 10 000 снимков города, превращая их в 2,5 тысячи городских панорам, которые делались своими силами и на собственные деньги.

В этой работе проекту уже не только помогали друзья, но и были наняты сотрудники. Параллельно с этим в рамках проекта делались виртуальные туры организациям на коммерческой основе. Создание виртуальных туров стало весьма востребованным, особенно для владельцев объектов в сфере услуг (гостиницы, рестораны, клубы, бары, кафе, гостиницы, сауны, фитнес-центры), сфере недвижимости. В ноябре 2011 года открылся первый сайт проекта – vbarnaule.net, который сразу получил массу положительных отзывов.

Следует отметить, что проект вышел на самоокупаемость с первым же клиентом. Работать в минус и отбивать стартовый капитал просто не было возможности. Никаких существенных кредитов под проект организаторы не брали.

По ходу проекта организаторы постепенно совершенствовали создание виртуальных туров, наполняя их различным интерактивом, создавали дополнительные услуги, такие как разработка программного обеспечения для терминалов, создание приложений в социальных сетях в группе организации. Возможности и польза проекта были улучшены партнерством с 2ГИС и Google, а также введением онлайн-бронирования.

Спустя год работы и благодаря активному пиару на выставках, форумах и ярмарках организаторы проекта стали получать входящие заявки на покупку франшизы, которой, собственно, пока у них и не было. Поняв, что проект интересен людям, руководители проекта решили начать распространять его посредством франшиз, причем официальный старт продаж был начат сразу же после демонстрации проекта Президенту России В.В.Путину, что произошло в 2012 году на Селигерском молодежном форуме.

Франшиза проекта «На все 360°» продается по стандартной схеме: единовременный взнос и ежемесячные платежи на развитие проекта. Сумма выплат может варьироваться в зависимости от размера города, единовременный взнос составляет порядка 100 тысяч рублей.

Сервис также зарабатывает деньги на продаже виртуальных 3D-туров по коммерческим организациям, а также на размещении информации об этих организациях на сайте navse360.ru. Кроме этого, команда проекта предлагает клиентам услуги по разработке корпоративных сайтов, а также по интернет-продвижению и ведению аккаунтов в социальных сетях.

В настоящий момент товарный знак «НА ВСЕ 360°» принадлежит ООО «А-Криэйт», в составе управляющей компании трудится на постоянной основе 7 человек, кроме этого, многие сотрудники работают на компанию удаленно. Общий оборот компании составляет порядка 30 миллионов в год, из которых чуть больше 40% – чистая прибыль. Средняя зарплата сотрудников компании составляет примерно 30 тысяч рублей, что является в принципе серьезной суммой для регионов, однако руководители проекта стремятся к ее дальнейшему росту.

Что касается поддержки проекта со стороны властей, то ее первым проявлением стало как раз предоставление компании офиса в Алтайском бизнес-инкубаторе. Ценность этого была не только в самом офисе и технике, которую нам предоставили, но и в информационной поддержке со стороны инкубатора и других предпринимателей.

Организаторы проекта особо отмечают, что на всех этапах его становления местные власти охотно шли и идут на переговоры и поддерживают предлагаемые идеи.

Это объясняется тем, что создание виртуальных туров по туристическим объектам повышает интерес к региону у туристов как нашей страны, так и зарубежных стран. Руководители проекта особо отмечают, что создают сервис для пользователей, поэтому компания старается охватывать все организации города и создавать виртуальные туры по ним даже тогда, когда владелец бизнеса не видит в них ценность для того, чтобы оплатить работы. За собственные средства компания создает и виртуальные туры по объектам культуры (памятники, достопримечательности, природные объекты) и иным объектам, которые могут представлять интерес и привлечь больше гостей в наш город, регион.


Свои дальнейшие задачи руководители проекта видят в расширении его географии, а также создании виртуальных туров по всем организациям, заведениям и другим объектам в каждом городе присутствия проекта «НА ВСЕ 360°». Команда проекта стремится улучшить возможности и пользы сайта navse360.ru и всего проекта в целом (применяя последние тренды, такие как видео 360°, VR-очки), поддерживать информацию на сайте в актуальном состоянии и создать международный сервис, переведя его на другие языки.

В настоящее время вовсю идет создание мобильной версии сайта и ведутся работы по созданию мобильного приложения. На реализацию этих первоочередных задач руководители проекта поставили срок в один год. Большая часть всей прибыли проекта идет на развитие.

Проект «НА ВСЕ 360°» является регулярным участником и победителем различных ежегодных форумов, конференций и конкурсов. Несколько лет подряд проект становился победителем на международном управленческом форуме АТР, получая в качестве призов денежные гранты, которые были хорошим подспорьем для дальнейшего развития. Всего за историю проекта насчитывается участие в более 150 конкурсов от муниципального до международного уровня. Сейчас проект стремится к повышению категории площадок для участия в конкурсах, руководители проекта также уже сами выступают в качестве экспертов на этих форумах.

Представляется, что региональные и муниципальные власти городов, где представлен проект «НА ВСЕ 360°», могли бы использовать его возможности не только для роста туристической привлекательности соответствующих мест, но также и для организации интерактивных экскурсий по госучреждениям или каким-либо учебным или социальным объектам, для повышения уровня открытости своей работы, а также дополнительного удобства пользователей госучреждений. В качестве «платы» за такие услуги власти могли бы предоставлять проекту муниципальные площади для работы, а также разрешать использовать свои информационные ресурсы для продвижения проекта.

Благодарим основателя проекта «НА ВСЕ 360°» Игоря Носова за помощь в подготовке материала.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.