Любая достаточно сложная система, функционирующая в мире людей, состоит как технических элементов, так и из правовых норм. И для того, чтобы сделать обоснованным привлечение финансов для модернизации систем теплоснабжения, законодатель разрабатывает поправки в Закон «О теплоснабжении».

Они введут понятие альтернативной котельной — экономической модели, которая определит стоимость тепла в регионе исходя как из стоимости энергоносителей и стоимости эксплуатации котельной, так и потребных для строительства теплосистемы инвестиций.

Почему для нашей страны так важны вопросы теплоснабжения? Да потому, что хоть Москва и носит гордое звание Третьего Рима, но калига легионера некогда ступала лишь в самые южные наши регионы. Не любил Рим те края, где средняя изотерма января ниже температуры замерзания воды — южные для нас края, куда сослали Овидия, казались поэту ледяной пустыней… Скажем, в лежащей южнее столицы Тульской области средняя температура января — -10 градусов Цельсия, а в январе 1940 г. на метеостанции в Егнышевке была зафиксирована температура в -48,5 градусов Цельсия.

Первая цифра определяет средние расходы ресурсов на обеспечение теплоснабжения, вторая задает worst-case scenario — худший случай, при котором нам придется поднимать параметры теплоносителя, чтобы обеспечить в домах приемлемые (а лучше — комфортные) условия жизни. Котлы же должны иметь резерв мощности для подъема параметров теплоносителя, а теплотрассы, тепловые пункты, разводка и приборы отопления не должны выйти из строя при увеличении давления и температуры.

Причем, обратите внимание — мы назвали цифры холодов и морозов для весьма умеренного региона. А у нас же есть еще и Сибирь с резко континентальным климатом, есть Севера… Регионы, где проблемы с теплоснабжением резко обостряются. И ситуацию в этом вопросе в среднем по стране нельзя назвать слищком благополучной. По оценкам Министерства энергетики Российской Федерации 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. 68% — это же больше двух третей! Это катастрофический уровень износа жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

Естественно, что функционирование абсолютно (100%!) изношенных коммуникаций приводит к крайне высокому уровню порывов теплотрасс. Количество аварий только на магистральных сетях выросло с 266 случаев/тыс. км в отопительный сезон-2007/08 до 387 случаев/тыс. км в 2013 году, т.е. на 45%. Цифры довольно жестокие — но это только коммуникации, по которым тепло доставляется в дома и объекты социальной инфраструктуры.

А как обстоит дело с тем оборудованием, которое это тепло вырабатывает?

Ответ на этот вопрос дает нам Отчет «О ситуации с теплоснабжением в Российской Федерации», подготовленный Фондом энергетического развития в апреле 2016 года. С этим документом было бы полезно познакомиться всем главам муниципальных образований, всем депутатам и чиновникам коммунальных ведомств, жилищным активистам да и просто ответственным гражданам. Говорит он о весьма неприятных вещах…

«К 2020 году 26-28 ГВт мощностей действующих ТЭЦ в ЕЭС России выработают парковый ресурс и потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.» «К 2020 году 41 % ТЭЦ (или около 11 ГВт), запроектированных на уголь, выработают парковый ресурс. Географически наиболее критичными являются регионы Уральского ФО, где к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса, а также Южного и Приволжского ФО, где в ближайшие 5 лет потребуются инвестиционные решения по 43 % действующих ТЭЦ (2 и 8,2 ГВт соответственно). При этом в 18 субъектах РФ к 2020 году доля мощностей ТЭЦ, по которым надо принимать инвестиционные решения в ближайшие 5 лет, превышает 50% от существующей, а кое-где достигает 75-87%.»

Причем сложилась эта ситуация в условиях, когда тарифы на тепло постоянно росли — к этому приводило то, что исторически снабжавшие население теплом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) оказывались малоконкурентоспособными на рынке электрической мощности из-за высоких эксплуатационных затрат. Но закрыть их было невозможно по условиям обеспечения теплоснабжения — дома же и социальные объекты без тепла не оставишь... В результате потребители несут финансовое бремя по оплате этой мощности, но средств все равно не хватает на нормальную работу энергетиков.

Сложившаяся ситуация не только нестабильна (износ оборудования накапливается!), но и весьма невыгодна для государственных и муниципальных финансов. По подсчетам Минэнерго, ежегодно бюджеты разных уровней субсидируют отрасль теплоснабжения (без учета субсидий за жилищно-коммунальные услуги) в размере 150 млрд руб., тогда как потребность отрасли — 200 млрд руб. Разрыв в 50 миллиардов и обуславливает ускоренное старение оборудования — лишь за год количество тепловых сетей территориальных генерирующих компаний, ТГК, с превышенным нормативным сроком эксплуатации выросло на 3,6%, а количество аварийных ситуаций на магистральных тепловых сетях в течение отопительного периода 2014-2015 гг. увеличилось на 16 % по сравнению отопительным периодом 2013-2014 гг.

Как видим, давящая на бюджеты ситуация складывается из конкретных технических проблем. Но все они сводятся к одному — отсутствию средств на реновацию теплогенерирующих мощностей. Ситуацию призван изменить проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"», принятый в первом чтении ГД ФС РФ 16 декабря 2016 года.

Законопроект этот очень ясен и прозрачен с экономической точки зрения. Он предполагает изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).

Эта самая альтернативная котельная не обязательно будет присутствовать в физическом мире — это расчетная величина, как аттический талант или южногерманский талер. Первый содержал 26106 грамм серебра, второй — всего лишь 16,67 грамм того же металла, но и тот и другой никогда не существовали в виде единого целого. Они были способом счета больших количеств драхм или небольших количеств грошей, определения итогового веса серебра. Так и «альткотельная» есть лишь способ учесть, сколько нужно для данного климатического способа энергоносителя, сколько — эксплуатационных затрат, а сколько — инвестиций для производства единицы тепла.

Концепция альткотельной может быть соотнесена с Марксовой концепцией общественно-необходимых затрат. Только тут доминирует не труд, как было удобно считать в индустриальную эру, а инвестиции и плата за ресурсы. Поправки в закон «О теплоснабжении» хороши тем, что позволят привлечь в сферу теплоснабжения рыночные средства, что обеспечит реновацию отрасли, сократит число аварий…

Но — There ain't no such thing as a free lunch, «бесплатных завтраков не бывает». За все придется платить — по подсчетам Натальи Пороховой из Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства, в среднем тарифы на тепло для потребителей после перехода на систему альткотельной вырастут на 30%.

Рост это вполне объясним — приведенные выше уровни износа теплосистем говорят о том, что амортизация длительное время проедалась (потребителями, недоплачивавшими за тепло, или собственниками теплосистем — отдельный вопрос). И износ придется компенсировать… Авторы закона это учли в пояснительной записке:

«Учитывая, что в настоящее время разброс тарифов на тепловую энергию для потребителей по территориям Российской Федерации огромен, а цена «альтернативной котельной» более унифицирована, ценовые последствия от внедрения целевой модели рынка тепловой энергии будут разными для каждого поселения, городского округа, на территории которого будет внедряться целевая модель рынка тепловой энергии.»

В точном соответствии с их предсказаниями, члены Совета Федерации — органа, представляющего в нашей системе власти регионы страны — направили в комитет Госдумы по энергетике письмо с поправками, предлагаемыми к внесению в законопроект. По их мнению, для перехода к новой методике ценообразования на тепло необходимо получить согласие не только исполнительных органов управления в регионах и муниципалитетах, но и представительного органа, равно как и усилить контроль региональных и муниципальных властей за ремонтными работами, объемом инвестиций и прочими расходами.

Предложения выглядят весьма обоснованными, хотя и неизбежно приведут к росту объема согласований инвесторов теплоотрасли с местными властями, росту трансакционных издержек на них. Но учитывая крайнюю социальную важность вопроса, обойтись без этого вряд ли получится. Во всяком случае, нет сомнений, что аффилированные с крупными отечественными энергокомпаниями инвесторы легко справятся с этими проблемами.

Ну а главам муниципальных образований, служащим жилищно-коммунальных и социальных ведомств, членам домкомов и жильцам подальновидней стоит уже сейчас ознакомится с законопроектом об альткотельной, с тем, что он сулит их региону и городу. Ознакомиться с региональным и местным износом теплосетей и котельных, прикинуть цену тепла по методике альткотельной, и начать вместе со своими депутатами вырабатывать меры по максимально безболезненному переходу на новое правовое обеспечение снабжения теплом.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.