Стихийные свалки время от времени возникают возле домов с мусоропроводами. С жалобами на эти свалки разбираются и сотрудники территориальных служб администраций крупных городов, и служащие администраций городов поменьше, и депутатские помощники, и партийные активисты. Кто тут виноват и что нам с этим феноменом делать? Давайте посмотрим, что подсказывает нам практика законоприменения!

Прежде всего: откуда возникают эти самые свалки? Мусор разных габаритов присущ всем цивилизациям, и очень много говорит о них. Даже археологических кружках детишек учат: «Орудие археолога — лопата; клад археолога — помойка». Но нас в данном случае не интересуют коробки от ставших общедоступными многодюймовых 4К телевизоров, упаковок от мультиварок и остатки мебели из ДВП, которую граждане сменили на модную мебель из МДФ.

Нас интересует только один параметр — размер. Обычные бытовые отходы отправляются по обычному маршруту: мусоропровод, мусоровоз, полигон бытовых отходов; проблем они не создают. А вот старая тахта… Ее наши соседи, таясь, вынесли из квартиры и уложили у подъезда, поближе к мусоросборной камере. Другие доложили к ней мусор «непонятного» габарита, про который есть сомнения, пройдет ли он в мусоропровод. А через небольшое время возле камеры образовалась уже баррикада из упаковочных коробок, кусков гипсолита, водопроводных труб, оставшихся от переделки чьей-то квартиры, комплектов некогда популярных «толстых» журналов, которые чья-то рука не поднимается кидать в мусоропровод. Приехавшие мусорщики, ругнувшись, сдвигают эту баррикаду в сторонку, и она продолжает свою собственную жизнь.


Через какое-то время терпение жильцов иссякает, и они начинают атаковать управляющую компанию. Оттуда, чаще всего, следует стереотипный ответ-напоминание об «обязанности собственников самостоятельно и за счет собственных средств осуществлять вывоз мусора, образовавшегося во время проведения ремонтных работ в принадлежащем помещении». Положим, собственника мусора жильцы даже установят, а есть ли у них средства воздействия на него? Нет, и жалобы идут дальше.

В районной администрации или в местном отделении политической партии жалобу примут; свяжутся с управляющей компанией, но получат все тот же вежливый ответ: «обязанность собственников самостоятельно и за счет собственных средств …». И что делать?

Делать надлежит следующее. Вспомнить, что судебная власть в Российской Федерации не только выносит решения по конкретным делам, но и имеет уникальную компетенцию: истолковывать существующие законы и подзаконные акты.

В данном случае нам поможет решение Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-22943/2008-С4-4  от 23 декабря 2008 года.

Вот суть дела, вкратце. «Фирма ЖКХС» включила в договоры на оказание услуг пункт о том, что «собственник обязан самостоятельно за счет собственных средств осуществлять вывоз мусора во время проведения ремонтных работ в принадлежащем помещении или оплатить управляющей организации в полном объеме расходы, связанные с организацией вывоза строительного мусора, складированного в местах общего пользования, на площадках оборудованных для сбора твердых бытовых отходов и/или на придомовой территории, согласно выставленного управляющей организацией счета». Формулировка длинная, но с юридическими документами иначе нельзя.

Договор, казалось бы, дело добровольное. Подписал его жилец дома — вывози мусор сам, или оплачивай счета управляющей организации. Ан нет!


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области привлекла «Фирму ЖКХС» к административной ответственности за «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге» и за «включение в договор условий, ущемляющих права потребителя» (ч. 1, 2 ст. 14.8 КОАП). И опротестовать это решение в Арбитражном суде «Фирма ЖКХС» не смогла.

Договор на оказание услуг управляющей организацией должен соответствовать «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» и Жилищному кодексу РФ. А требования управляющей компании к жителям вывозить строительный мусор этим документам не соответствуют. Следовательно, мусор, в том числе и строительный, и крупногабаритный бытовой, обязана вывозить управляющая компания! О чем ее руководителю и напомнили, наложив штраф на нее лично.

С решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей согласились апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, а также Арбитражный суд Ростовской области. Обязанность управляющих компаний убирать строительный мусор признана судебной властью Российской Федерации, а отказ от исполнения этой обязанности чреват наказанием за совершение административного правонарушения!

Так что, любой государственный служащий, любой депутат или помощник депутата, партийный или гражданский активист, может воспользоваться приведенным выше решением арбитражного суда для того, чтобы понудить управляющие компании убирать мусор нештатных размеров и строительного происхождения. Это сделает наши дворы чище, а жизнь людей чуточку лучше.

Юристы территориальных служб могли бы еще упростить работу с жалобами граждан, составив на основе этого решения Арбитражного суда типовую претензию к управляющим компаниям и к региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 1 января 2017 года вступает в силу 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который вводит новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. Представляется крайне важным, чтобы его положения не сказались негативно на жизни граждан и благоустроенности городов. Помочь в этом может использование материалов отечественной судебной практики.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.