Правительство РФ ужесточило требования к авансовой оплате некоторых видов госконтрактов. Ранее поставки ряда товаров и услуг нельзя было оплачивать авансом, если срок исполнения контракта превышал 30 дней. Теперь товары и услуги из утвержденного правительством перечня нельзя будет оплачивать авансом в принципе никогда. Зато сам перечень немного сокращен.

Предыдущий перечень товаров и услуг, при закупке которых государственные органы не могут использовать авансовые платежи, был утвержден постановлением правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 737-р. В список входили 32 пункта. Новый перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 14 марта 2017 г. № 455-р, сокращен на шесть пунктов. В правительстве решили, что государственные органы все же имеют право авансом оплачивать следующие виды товаров:

• вата медицинская гигроскопическая;
• лампы накаливания или газоразрядные лампы, дуговые лампы;
• светильники и осветительные устройства;
• светильники и осветительные устройства прочие;
• части ламп и осветительного оборудования;
• метлы и щетки для домашней уборки.

При этом в перечне сохранились некоторые виды текстильных изделий, офисная бумага, моющие средства, канцелярские принадлежности, портативные компьютеры, автомобили и др. Среди услуг, которые нельзя оплачивать авансом – ремонт автомобилей, компьютеров, коммуникационного оборудования, мебели и предметов обихода.

Но главное – ранее все товары и услуги из перечня все же можно было оплатить авансом, если поставщик обязывался исполнить контракт менее чем за 30 дней. Теперь это невозможно – заплатить вперед нельзя, даже если поставить товар или выполнить ремонт обещают уже завтра.

Таким образом, раньше перечень фактически не вводил строгих ограничений на авансовые платежи – поставщиков только надо было немного поторопить. Теперь же такие ограничения введены. Поэтому если в следующий раз вы по привычке заплатите авансом при ремонте компьютера или при закупке канцелярских принадлежностей – это будет считаться нарушением законодательства о госзакупках.

В правительстве считают, что подобные меры позволят рачительнее расходовать бюджетные деньги. В перечень включены товары и услуги массового пользования, качество которых трудно проверить заранее. Эти товары закупаются регулярно, в большом количестве, за их поставками трудно строго следить. Вероятна ситуация, когда поставщик получил аванс – а затем поставил низкокачественные товары, сильно затянув срок. В результате бюджет расходуется неэффективно.

В 2016 году заявлялось, что постепенно планируется сокращать авансовые платежи вообще за все госзакупки. Минфин предлагал снизить максимально возможный порог аванса в госзакупках с 80 до 20 процентов. При этом не все эксперты положительно оценивают такие меры. Предложение Минфина о снижении порога аванса было заблокировано Минэкономразвития.

В частности, по мнению экспертов, новая модель негативно скажется на бизнесе. Государство и так считается довольно неповоротливым контрагентом, деньги по госконтракту могут быть перечислены бизнесмену и в конце года. Фактически коммерческой компании приходится на год «выдавать кредит» государственному учреждению. Авансы в какой-то мере нивелировали ситуацию, а теперь и этот механизм станет сложнее.

Сильнее всего это повлияет на малый и средний бизнес. Крупные компании могут переживать подобные финансовые неурядицы относительно безболезненно, а вот для небольших фирм затягивание оплаты госконтракта может оказаться критическим. Как результат – такие фирмы вообще перестанут участвовать в торгах. Конкуренция снизится, и в итоге государственные органы будут платить за товары и услуги массового потребления не меньше, а больше.

Более того, наличие аванса и само по себе заставляет бизнесменов быть сговорчивее и снижать цены. По данным Счетной палаты РФ, если на госзакупку выделяется аванс – снижение начальной максимальной цены при торгах составляет в среднем от 3 до 6 процентов. Если же аванса нет – цена снижается в среднем на 0,007-0,5 процента. Исследование проводилось при закупках медицинской техники и вертолетов.

В то же время другие эксперты указывают, что если у фирмы заключен госконтракт – то она легко может взять кредит в банке на выполнение работ, фактически используя этот кредит вместо аванса. По мнению заместителя руководителя Федерального казначейства Станислава Прокофьева, это снимает с государства риски потери денег при затягивании или неисполнении контракта. Риски перекладываются на банки – для которых это составляет неотъемлемую и привычную часть работы. Прокофьев подчеркнул, что работа без аванса при госзакупках соответствует мировой практике.

При этом не исключено, что некоторые государственные органы найдут способы платить авансы завуалированно. Например, большой госконтракт может быть разбит на несколько мелких этапов. На первом этапе поставщик будет выполнять минимум работ – но при этом этап будет считаться выполненным и может быть оплачен.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.