Власти многих городов мира сталкиваются с проблемой получения обратной связи от горожан в вопросах городского благоустройства и развития территорий. Сами горожане, с другой стороны, в большинстве своем в глубине души тоже хотят, чтобы их голоса были услышаны. При этом пути доведения до жителей соответствующей информации крайне ограничены – обычно это только и муниципальные порталы и печатные СМИ, через которые, собственно, власти доносят в основном свои идеи касательно того, что они собираются сделать с тем или иным городским кварталом.

При этом необходимо осознавать, что интернет, даже в его нынешнюю золотую эпоху, является рабочим инструментом далеко не для каждого. Соответственно, крайне тяжело ждать пробуждения в людях желания голосовать в сети за проекты городского благоустройства, не говоря уже о том, чтобы они начали активно выдвигать какие-то свои идеи.

Достаточно интересная инициатива в этом плане была реализована недавно в нью-йоркском микрорайоне Браунсвилл, входящем в состав Бруклина. В этом достаточно бедном, с подавляющей долей чернокожего населения районе площадью 3 квадратных километра и численностью примерно 60 тысяч человек муниципальные власти в течение года собирали мнения горожан о том, что надо сделать с их кварталами, при помощи SMS.

Все полученные мнения были аккумулированы на онлайн-карте, разработанной Управлением по сохранности и развитию жилого фонда Нью-Йорка (New York Department of Housing Preservation and Development, HUD) и использованы при составлении плана благоустройства микрорайона Браунсвилл, официально представленного мэром Нью-Йорка Биллом де Блазио в начале июня 2017 года.


Согласно этому плану, инвестиции в осуществление которого оцениваются почти в один миллиард долларов, в районе появится 2500 новых квартир, а с ними и новые объекты культуры и отдыха, включая культурный центр, центр инноваций и предпринимательства, торговый квартал, зону для общественных организаций. Помимо этого, городские средства будут потрачены на реновацию местных парков, реконструкцию общественных пространств, строительство молодежного центра, а также центра поддержки здоровья.

Ранее работа с горожанами велась в основном в форме заседаний общественных советов и публичных слушаний, где местные жители могли высказывать свои мнения по вопросам городского благоустройства. Однако краудсорсинговые инициативы в Браунсвилле создали совершенно новую платформу по вовлечению жителей квартала в планы реконструкции их территории, создав действенный пример и для других частей Нью-Йорка.

В рамках данной инициативы в сотрудничестве с онлайн-платформой coUrbanize, HUD разместил в совершенно разных местах микрорайона – на пустырях, станциях метро, перед фасадами жилых домов и магазинами – плакаты, на которых граждан призывали отправлять SMS на конкретные номера с идеями о том, чего не хватает в квартале или что требует улучшения. На плакатах были размещены лозунги вопросительного характера: «Этому месту нужна наша любовь. Что бы вы здесь поместили?» или «Здесь темновато. Как мы можем сделать эту улицу безопаснее и дружелюбнее?».


Начиная с прошлого июля, в проекте поучаствовали десятки общественных групп и сотни жителей микрорайона. Каждый житель, отправивший SMS с каким-либо пожеланием, получал возможность отслеживать ход процесса планирования и информацию о последующих этапах обсуждения проекта и встреч по этому поводу.

Телефонные номера оставались открытыми для сбора пожеланий в течение шести месяцев. Все комментарии, полученные не только посредством SMS, но и через Интернет, были занесены на карту и структурированы таким образом, чтобы иметь ясность по поводу того, какие именно объекты жители Браунсвилла хотят получить, сохранить или улучшить в своем районе.

Власти города с радостью воспользовались возможностью узнать мнение горожан через SMS: этот способ в принципе гораздо более доступен для жителей, чем посещение общественных слушаний, ведь многие привязаны к дому или работают сверхурочно и не могут успеть на соответствующие мероприятия. Однако данная платформа изначально рассматривалась как дополнительная к более глубокой работе с общественным мнением на местах.

Перед тем, как развернуть проект сбора мнений через текстовые сообщения, команда по разработке проекта реконструкции микрорайона провела встречи с представителями инициативных групп, организовала целый ряд пропагандистских мероприятий и определила основные направления дальнейшей работы. При этом посредством SMS удалось реально привлечь весьма широкий спектр мнений, особенно с учетом того, что жителям не обязательно было задействовать для участия Интернет.

Параллельно с процессом сбора мнений через SMS команда проекта провела целую серию семинаров для горожан. На них члены инициативных групп и простые жители встречались с представителями соответствующих муниципальных органов и департаментов городской администрации и доводили до них свое видение того, какие изменения должны быть осуществлены в микрорайоне: как и чем надо застраивать пустыри, как менять транспортную инфраструктуру, общественные пространства, какие нужны магазины, за счет чего сделать район более безопасным для проживания и так далее.


В ходе последующих семинаров граждан уже знакомили с конкретными планами переустройства территорий, сформированных в том числе и с учетом их пожеланий. Все это в итоге вылилось в генеральный план реконструкции района, представленный в июне 2017 года.

В США в последние годы появилось сразу несколько онлайн-платформ, которые используются для проведения опросов общественного мнения по тем или иным вопросам, включая городское развитие, и их все чаще задействуют муниципалитеты разных городов и территорий. Помимо уже упомянутой coUrbanize, их числу относятся, к примеру, такие ресурсы, как Neighborland, mySidewalk и Textizen.

Их удобство заключается в том, что для проведения опроса не надо больше проводить надоедающие людям телефонные обзвоны или обходы квартир, а также зазывать жителей на собрания. Для того, чтобы привлечь граждан к участию в таком опросе, достаточно бросить листовку с вопросом и номером телефона в почтовый ящик или разместить на видном месте рекламный плакат.

Одна из основательниц платформы coUrbanize Карин Брандт при этом отмечает, что задаваемые гражданам вопросы не следует перегружать специальной терминологией, как это зачастую делается при проведении общественных слушаний и требует от присутствующих специальных знаний. Если формулировать вопросы просто, это снижает барьер возможного участия и вовлекает в процесс большее число горожан.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.