В конце августа СМИ всколыхнула громкая новость — в Астрахани оштрафовали предпринимателя, нанятого жителями одного из домов для ремонта дороги. Мы попытались разобраться, насколько эта история соответствует действительности. Также мы дадим несколько советов гражданам, желающим самостоятельно благоустраивать территорию вокруг своих домов, и чиновникам, которые не знают, что делать с этими гражданами.

25 августа депутат Госдумы Олег Шеин сообщил в своем Facebook, что побывал на собрании ТСЖ дома № 120 по ул. 1-я Перевозная в Астрахани и узнал о «вопиющем произволе». «В Астрахани начинают штрафовать за ремонт разбитых дорог», — озаглавил свою запись депутат. По его версии, ТСЖ долго просило муниципалитет отремонтировать дорогу около дома, а отчаявшись, самостоятельно наняло для этой цели индивидуального предпринимателя. Однако после ремонта сотрудники ГИБДД оштрафовали подрядчика по ст. 12.33 КоАП РФ (повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений). Шеин подчеркнул, что намерен обсудить ситуацию с главой администрации Астрахани и местным прокурором. Также он отметил, что в июне внес в Госдуму законопроект о полной отмене штрафов, налагаемых на ТСЖ.

Безусловно, запись Шеина привлекла внимание не только пользователей соцсетей, но и СМИ. А на следующий день, 26 августа, новость о «штрафе за ремонт» появилась в Facebook популярного сообщества автомобилистов «Синие ведерки».

Ситуация была охарактеризована как «аномальный кафкианский абсурд» и «атомный адище».

Однако впоследствии выяснилось, что ситуация не так уж абсурдна. В тот же день МВД Астраханской области разместило на своем сайте разъяснение, в котором говорилось, что подрядчик был оштрафован не за сам факт ремонта, а за допущенные при ремонте нарушения. «Работы были организованы и проводились с существенными нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации: не выставлены соответствующие временные дорожные знаки, предупреждающие участников дорожного движения о работах; ограждающие и направляющие устройства; работа дорожной техники создавала помехи движению транспортных средств; отсутствовала схема организации дорожного движения на период работ», — пояснили в ведомстве. Тем не менее, МВД намерено провести дополнительную проверку обстоятельств наложения штрафа.

В СМИ тем временем просочились сканы письма, которое в феврале 2015 года было направлено администрацией Ленинского района Астрахани в управление по работе с обращениями граждан губернатора Астраханской области. Письмо касалось как раз требования отремонтировать многострадальную дорогу. В нем говорилось, что придомовой участок с 2009 года оформлен по кадастровому учету как собственность жильцов дома. А значит, они за свой счет должны ремонтировать не только дороги, но и автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки и всю остальную инфраструктуру. Проще говоря, городские власти не только не возражали против ремонта дороги силами жильцов, но и сами на этом настаивали.

Наконец, корреспондент астраханской газеты «Волга» Ольга Лазарева рассказала о любопытном нюансе, раскрытом ей председателем ТСЖ. По словам председателя, в прошлом году товарищество выиграло суд и получило компенсацию в размере 1 млн руб. Якобы после этого местные власти начали проявлять чрезмерное внимание к деятельности ТСЖ. Лазарева не говорит о коррупции прямо, но в ее рассказе можно уловить намек на то, что чиновники могли выразить недовольство тратой денег на найм подрядчика, а не на взятки.

Таким образом, в астраханской истории замешано все — от большой политики в лице депутата Госдумы до больших денег на счете ТСЖ. Однако попробуем абстрагироваться от всего этого и поговорим непосредственно о благоустройстве придомовой территории силами жильцов.

Астраханский инцидент — не первый в своем роде. В 2012 году широкий резонанс обрела история многодетного отца Андрея Сальникова, который построил во дворе своего дома в московском районе Кунцево детскую площадку. Сальников не просто сварил несколько шпал и назвал свое творение турником — нет, он возвел во дворе огромный «пиратский корабль», «избушку Бабы Яги», «грузовик». За несколько лет площадка стала достопримечательностью, во двор многоэтажки стали приходить и родители с детьми из других домов, и даже просто взрослые люди.



Именно «паломничество» не понравилось двум проживающим в доме пенсионеркам. Они пожаловались муниципальным властям, что на площадке слишком шумно. Те в ответ собрались было ликвидировать незаконные постройки. Однако за Сальникова вступилось огромное количество интернет-пользователей. В итоге площадку оставили на месте, снабдив табличкой: «ГКУ ИС района Кунцево информирует Вас о том, что МАФ (малые архитектурные формы), расположенные по адресу Молодогвардейская, д. 41, являются авторскими произведениями и не соответствуют требованиям безопасности. Использование данных МАФ в качестве игровых комплексов может нанести вред Вашему здоровью».

Это доказывает, что в некоторых случаях власти и инициативные жильцы вполне могут найти компромиссное решение.

С дорогами все сложнее. Ремонт дорог — сложная сфера, за которую отвечают и муниципальные, и федеральные власти. В настоящее время порядок ремонта регулируется методическими рекомендациями, утвержденными письмом Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис. Там оговорены все параметры, которым должны соответствовать дороги, вплоть до состояния «древесно-кустарниковой растительности» на обочинах.

Нормы, касающиеся ремонта дорог, есть и в ПДД. В частности, там говорится, что на месте проведения ремонта обязательно должен быть установлен знак 1.25 «Дорожные работы». В населенном пункте он устанавливается за 50-100 метров от места работ, вне населенного пункта — за 150-300 метров. В особо оговоренных случаях расстояние может быть изменено. При этом с 2014 года этот знак обязательно должен быть выполнен на желтом фоне, а не на белом, как раньше. Представители ремонтной отрасли на профессиональных форумах свидетельствуют, что неправильная цветовая гамма нередко становится причиной недовольства ГИБДД.

В общем, чтобы заниматься ремонтом дорог, предпринимателю недостаточно иметь необходимую технику и навыки. Он должен хорошо знать многочисленные правила — как формальные, так и неформальные. Компании, работающие в этой сфере, обычно ориентируются на госзаказ и повседневно сотрудничают с местными властями.

Пожалуй, именно к такой компании, а не к случайному предпринимателю, и следует обращаться ТСЖ, решившему отремонтировать дорогу у дома. Хорошо, если при этом ТСЖ сотрудничает с самими чиновниками, а не воюет с ними. Следует сразу определиться, что вам нужно — громкие разоблачительные посты в соцсетях или отремонтированные дороги. К сожалению, если жильцы берут на себя функции чиновников, им самим приходится окунаться в скучную и забюрократизированную чиновничью деятельность. На это многие активисты не рассчитывают.

Эксперт в сфере государственного и муниципального управления, кандидат юридических наук Александр Пожаров рассказал нашему порталу о том, какие возможности участия граждан в жизни города или района предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно документу, жители поселения имеют право участвовать в решении таких вопросов, как:

• профилактика терроризма и экстремизма;
• развитие культуры народов России, адаптация мигрантов;
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
• обеспечение пожарной безопасности;
• создание условий для массового отдыха;
• благоустройство территории, включая освещение улиц, озеленение, установку указателей и малых архитектурных форм.

К работам на добровольной основе могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселения — при этом не чаще, чем один раз в три месяца и не дольше, чем на четыре часа подряд. Работы должны выполняться безвозмездно в свободное от основной работы или учебы время. Добровольцев нельзя привлекать к работам, требующим специальной профессиональной подготовки.

Жильцы подъезда, дома, группы домов, микрорайона или сельского населенного пункта имеют право зарегистрировать в органах местного самоуправления структуру под названием «Территориальное общественное самоуправление». После этого они могут организовывать собрания и конференции для обсуждения местных вопросов. Органы местного самоуправления обязаны рассматривать обращения «общественного самоуправления».

ТОС — структура менее формальная, нежели ТСЖ. Существование ТОС необязательно, и у него нет неких обязательных к исполнению функций. Все держится исключительно на инициативе граждан.

Проблема в том, что инициатива плохо согласуется с формализмом. Если человек хочет построить во дворе детскую площадку — он берет инструменты и идет делать площадку, а не читает законодательство и не составляет устав ТОС.

Ситуацию могут исправить местные чиновники, направляя инициативу граждан в законное русло. Можно отслеживать людей, строящих площадки, разбивающих палисадники и организующих у подъездов стихийные «конференции по вопросам местного самоуправления». Тем более сейчас почти у каждого города или района существуют сообщества в социальных сетях, часто довольно активные и популярные.

Чиновники могли бы выходить на связь с активистами и рассказывать об их законных правах и о существующих ограничениях. Лучше сделать это заранее, а не тогда, когда новость о вашем районе прогремит во всех федеральных СМИ и будет использоваться в предвыборных кампаниях депутатов Госдумы. Это может показаться лишней нагрузкой, однако в конечном счете хорошо налаженные контакты с активистами, наоборот, облегчат работу муниципальных служащих. Как и во многих других сферах, в сфере ЖКХ и благоустройства гражданскую инициативу лучше возглавить, чем бороться с ней.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.