Грузовые контейнеры длиной в 20 или 40 футов, или 6 и 12 метров, которые мы так привыкли видеть в любом морском порту, на автодорогах или на железнодорожных путях, являются одним из основных элементов мировой системы грузоперевозок. Их общее количество в мире составляет десятки миллионов штук, при этом в случае выхода их по каким-то причинам из строя, их переплавка экономически нецелесообразна из-за большого количества требующейся для этого энергии.


В данной связи в последние годы вместе с идеями защиты экологии и устойчивого развития появилась тенденция к повторному использованию таких контейнеров, прежде всего в архитектурных целях. И если на территории СНГ они широко применяются прежде всего в качестве складов и рыночных павильонов, то в мире накоплен обширный опыт их задействования в качестве как жилья, так и помещений с другим функционалом.

Эксперименты с использованием контейнеров в качестве жилых помещений проводятся в разных странах с начала 2000-х годов, их переоборудуют как поодиночке, так и комплексно, составляя из этих с виду громоздких стальных сооружений целые виллы и жилые комплексы. В нашем же материале речь пойдет в первую очередь об применении контейнеров в архитектуре для других коммерческих целей, помимо жилых и складских.

Торговый центр, Сеул, Южная Корея


Открытый недавно в Сеуле трехэтажный торговый центр Common Ground площадью 5300 квадратных метров состоит из двухсот соединенных вместе контейнеров. В нем размещаются 70 магазинов одежды от начинающих дизайнеров, 20 ресторанов, терраса на третьем этаже, а также помещения для выставок и, ярмарок и представлений.

Плавучие студенческие общежития, Копенгаген


Проект был разработан и представлен летом 2016 г. архитектурной фирмой BIG для решения жилищных проблем студентов университетов столицы Дании, являющейся одним из самых дорогих для проживания городов мира. Модуль общей площадью 690 кв м. состоит из девяти  установленных на плавучей платформе контейнеров, рассчитанных на проживание 12 человек. В каждом контейнере есть туалет и кухня, в дополнение к этому на каждый модуль приходится отдельная общая зона отдыха. Стоимость проживания для каждого студента составляет 600 долларов в месяц, что в несколько раз меньше аренды самой маленькой комнаты на суше.

Бутик одежды, Торонто, Канада


Это решение было предложено дизайнерами Института Райерсон для бутика онлайн-магазина одежды Needs & Wants Studio. Для привлечения естественного освещения и создания ощущения пространства, боковые стены контейнера были демонтированы, а внутри размещено большое зеркало.

Концертный зал, Сьон, Швейцария


Здесь группа местных архитекторов разместила несколько старых грузовых контейнеров в помещении неиспользуемого склада таким образом, что в получившемся двухэтажном пространстве удалось разместить концертный зал, билетную кассу, бар, зону отдыха, помещения для репетиций. Основной зал вмещает 400 зрителей и используется для концертов как профессиональных музыкантов, так и любительских групп.

Передвижной мини-отель, Великобритания


Разработанный лондонской архитектурной фирмой Tangerine на основе грузовых контейнеров  проект подвижного мини-отеля Snoozebox, включающего в себя до 100 номеров со всеми удоб,ствами,  может быть при желании развернут в течение 24 часов. Данная концепция нашла свое применение во время спортивных соревнований, музыкальных фестивалей и других массовых мероприятий с необходимостью одномоментно разместить большое количество гостей.

Центр управления порта Ашдод, Израиль


Израильские дизайнеры создали в порту Ашдод в 30 километрах от Тель-Авива офисное помещение, главным материалом для которого стали 7 грузовых корабельных контейнеров, сложенных особым образом и скрепленных при помощи сварки. Часть контейнеров лежит на земле, часть - уложена сверху, образуя второй этаж, а один из контейнеров расположен под углом 30 градусов. В этом контейнере установлена лестница.

Терминал для речных круизных судов, Севилья, Испания


Новый терминал для круизных судов был построен в 2014 г.  в речном порту этого испанского городе всего за две недели с использованием двадцати трех грузовых контейнеров. С целью поддержания летом внутри помещений комфортной температуры, контейнеры были выкрашены снаружи белой краской с использованием специального светоотражающего керамического покрытия. За рамками туристического сезона здание может использоваться и для других целей, в том числе проведения выставок или конференций.

Выставочный павильон компании Samsung, Сочи, Россия


Корейский электронный гигант возвел к зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи свой павильон в местном Олимпийском парке, сделав его фасад 17 брошенных грузовых контейнеров, которые были привезены из разных городов России и восстановлены. После окончания игр контейнеры были переданы местным образовательным учреждениям для дальнейшего использования.

Информационно-туристический центр при органической ферме, Шанхай, КНР


Компания Tony’s Farm, являющаяся крупнейшим производителем органической еды в Шанхае, построила в 2011 г. свой туристический центр в пригороде этого китайского мегаполиса из 78 списанных грузовых контейнеров. Здание общей площадью 1000 кв м состоит из вестибюля, офисных помещений, магазина и цеха по упаковке продукции. Контейнеры расположены так, чтобы затененные зоны чередовались с освещенными, все они утеплены с тем, чтобы избежать потери тепла зимой, и обогреваются с помощью подземных геотермальных источников.

Туристический наблюдательный пункт, Инчхон, Южная Корея


Местным архитекторам не пришлось долго думать о том, где брать материалы для строительства туристического пункта наблюдения за видами местной бухты и моста через нее длиной в 21 километр: город является одним из крупнейших портов Южной Кореи, и старых грузовых контейнеров тут в избытке. Это футуристическое сооружение стало одной из достопримечательностей города и принесло ее создателям несколько международных наград.

Конечно же, существует много других ярких примеров использования грузовых контейнеров в коммерческой архитектуре, и в этом материале упомянуты только некоторые из них. Представляется, что относительная доступность и дешевизна этого материала может подтолкнуть отечественные муниципальные власти, а также предпринимателей, к применению их в каких-либо других целях, помимо рыночных павильонов и складских помещений.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.