Проблема

По данным Минздравсоцразвития, в России насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Треть от этой цифры приходится на молодёжь — детей и подростков с прекрасным интеллектом, отличными физическими данными (кроме слуха) и всей жизнью впереди. Если с обучением этой группы населения у нас все более-менее налажено, то с профессиональным устройством — нет. Как правило, такие ребята не выдерживают конкурентной среды: им сложно найти обычную работу, грамотно реализоваться в профессии.

Решение

Прекрасный пример решения этой проблемы продемонстрировал Татарстан, где в 2015 году был проведён уникальный социальный проект-эксперимент «Расширяя границы», нацеленный на предоставление новых горизонтов для слабослышащей молодёжи и использованию их уникальных способностей с пользой. Проект был организован отделением Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в республике Татарстан, Федерацией подводного спорта республики Татарстан при поддержке Общественной палаты республики. Суть его заключается в обучении слабослышащей молодёжи дайвингу и предоставлении рабочих мест с применением новых навыков.



Общее количество участников проекта составило 30 человек – это воспитанники школы-интерната I-II вида им. Ласточкиной и студенты кафедры Казанского учебно-исследовательского и методического центра для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху). В течение десяти месяцев они освоили теоретический курс, прошли занятия в бассейне, приняли участие в подготовительном этапе экспедиции «Заполярье России» и экологических акциях по очистке озер Глубокое и Лебяжье. Со всеми задачами ребята справились отлично и получили сертификаты, дающие им право работать под водой. Список возможностей широк: от инструктора по дайвингу до подводного археолога.

Самое важное достижение проекта — это то, что дети впервые за свою жизнь почувствовали себя на равных с другими людьми. Более того, ребята с нарушениями слуха имеют особые навыки в ориентации безмолвного пространства, к тому же их остальные четыре чувства обострены — это объясняет их успех в любой подводной деятельности и преимущество перед людьми полностью здоровыми. Плюсом, они изначально умеют переговариваться жестами, тогда как обычным драйверам приходится изучать этот язык специально.



Личные истории участников очень трогательны. Например Алена Цой, девочка-отличница с блестящими показаниями в учебе, хотела закончить школу и пойти на курсы парикмахеров, после проекта же она получила новую путёвку в жизнь, работает инструктором, зарабатывает хорошие деньги и насчитывает огромное количество благодарностей от своих учеников. А другой студент, Никита Мамченко, планировал после получения диплома «найти работу в интернете», а теперь ищет корабли флотилии Петра I, затонувшие в Каспийском море 300 лет тому назад.

Школа сурдодрайверов работает сейчас в регулярном режиме, ребят готовят к серьёзным экспедициям и набирают новых членов команды.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.