В Среднюю Россию приходит долгожданная весна. Светит яркое солнце, но людям не до того – на дороге приходится высматривать, подобно лоцману на бурной реке, где под лужами прячутся ямы, с которых загадочным образом исчез асфальт. Ну а на тротуарах пешеходу приходится лавировать между горками грязи и барханами песка. И это там, где осенью дороги радовали свежеуложенным асфальтом, а тротуары – новенькой плиткой. Почему это происходит, и как можно этого избежать? Такое знание об инфраструктуре дорожного строительства нужно и депутату, и чиновнику, и гражданскому активисту.


Прежде всего, начнем с ответа на первейший российский вопрос – «Кто виноват?». А для этого сравним две площади, аккуратно залитые асфальтом примерно в одно и то же время. Круг в парке, где дети разных возрастов катаются на педальных лошадках, роликах и скейтах. И обширную парковку перед гипермаркетом, возникшим в городской промзоне на месте бывшего автотранспортного предприятия. Погуляв по этим освобожденным от снега пространствам, мы видим, что состояние асфальтов-ровесников на них абсолютно разное.

На парковке асфальт – как новенький. Хотя на нее по ночам становятся и фуры, развозящие продукцию по другим магазинам дистрибьюторской сети, которой гипермаркет принадлежит. Да и за тем, чтобы затовариться на год «по акции» тремя-четырьмя упаковками вкусного кубанского зеленого горошка, люди приезжают на трехтонных вседорожниках с шипастой зимней резиной. А вот парковский круг, где ничего тяжелее педальной машинки и субтильной барышни на роликах не было, весь испещрен трещинами в асфальте.

Они бегут по покрытию, скрещиваются, очерчивают куски асфальта, которые оказываются первыми кандидатами на вылет после следующей зимы. И это парк, предмет гордости местных властей. Так почему же такая разница? Да по очень простой причине – если мы идем по стоянке, заглядывая под днища машин, то мы видим, что площадка вся, с десятиметровым шагом, покрыта метровыми решетчатыми люками. Входные отверстия водоотводов, через которых вода собирается в коллекторы и убегает в ливневую канализацию.

В парке же ничего подобного нет – и там местами поверхность круга прикрыта глубочайшими лужами, куда радостно норовят заскочить детишки, к ужасу матерей. Вот и весь секрет. Вода. Которая всегда находит дырочку, и которая, если из этой дырочки ей некуда деться, расширяется при замерзании, раздирая даже прочнейшие гранит и долерит, что там обычному асфальту… То есть расходы на благоустройство, на покрытие дорог и тротуаров твердыми покрытиями делятся на две части. Первая часть – видимая сразу, это новый асфальт или плитка. А вот вторая часть – невидимая, это системы водоотвода и дренажа. Но именно она определяет, насколько долго прослужит даже самым добросовестным образом уложенное покрытие. 

Например, в достаточно средней по климату Московской области в некоторые годы в год выпадает 900 мм осадков, при средней норме в 550-650 мм. 0,9 метра! И они не выпадают равномерно, а могут приходиться на особенно дождливые и снежные дни. И вот всей этой влаге предстоит куда-то деться. Частью, конечно, испариться, но до этого обычно стечь. Куда? 

Давайте не будем ждать милостей от природы, а сделаем простейшую вещь – прикинем, куда уйдет вода с того участка земли, за который мы ответственны.

С участка при служебном здании или загородном доме. С двора при городской квартире. С дорог и улиц района или города, которым руководит служащий и от жителей которого избран депутат. С территории населенных пунктов и местных дорог субъекта Федерации. Прикинуть в самом первом приближении – сколько осадков выпадает в год в среднем и по максимуму. Как они разбиваются по месяцам, какие бывают самые дождливые и снежные дни. И куда все это денется? Простейшая вещь, а сразу же даст почву для предметного разговора…

Безусловно, планировка и устройство систем водоотвода и дренажа – это дело городских архитекторов и специалистов по гражданскому и дорожному строительству. Даже список национальных стандартов Российской Федерации и сводов правил в высшей степени обширен, познакомиться с ним в самом первом приближении можно здесь. Но спросить про системы водоотвода может – и на общественных слушаниях по вопросам строительства или благоустройства, и при премке результатов работ – каждый гражданский активист, каждый представитель ТСЖ, не говоря уже о депутатах и служащих.

И вот качественный водоотвод, в полной мере соответствующий требованиям национальных стандартов, способен значительно продлить срок службы дорог и тротуаров, да и просто обеспечивает куда более высокое их качество – приятнее ж и безопаснее ехать если не по сухой, то по быстровысыхающей дороге… Уже в прошлом году приходили невеселые вести – «Министерство финансов в 2017 году сократит расходы бюджета на строительство и ремонт дорог в два раза». А ведь количество и качество дорог и так оставляло желать лучшего…

Так почему бы не позаботиться о том, чтобы те сокращенные средства, которые достанутся регионам и городам, были использованы с максимальной отдачей; так, чтобы выполненные на них строительство и ремонт дорог служили гражданам максимально возможный срок. Ну а для этого – позаботиться «всем миром» контролем за водоотводными сооружениями? Есть же сайты, куда можно сообщать о ямах на дорогах? Так гражданские активисты могли бы сделать нечто подобное и для нарушений с водоотводом, ведь каждая стоячая лужа – это будущая яма!


Ведь водоотвод нужно не только построить, но и поддерживать его в рабочем состоянии. Скажем, чего стоит привычка местных дорожников посыпать дороги песком. Так этот песок потом большей частью неизбежно окажется в водоотводах. И может забить их, если в них не предусмотрены пескосборники – элементы водоотвода, где песок и прочий мусор собирается в специальную пластмассовую корзину. Но одного, однажды построенного пескосборника, недостаточно. Их ведь надо периодически очищать от собранного песка, чинить при необходиомости. Но много ли сложного в том, чтобы спросить у тех, кто эксплуатирует дороги и чистит улицы о том, установлены ли пескосборники и как они чистятся? Несложно – а польза будет большая и наглядная.

Да что там пескосборники… Хотя бы элементарные водоотводные канавки вдоль тротуаров! Ведь даже там, где они есть, где аккуратно уложены из типовых элементов вдоль выложенного из плитки тротуара, их нужно непрерывно чистить. Идешь по плиточным тротуарам вдоль одного и того же проспекта, и видишь, как по-разному работают дворники. Там, где водоотводные канавки прочищены – тротуар сух и чист. Там, где они забиты песком и землей, на тротуаре наросли барханы песка и курганы земли. Земли… Откуда она берется?

А земля, даже если попытки автомобилистов заехать на тротуар пресекаются, чаще всего натекает с газонов. Посмотрите, как разнится тротуар там, где он выше газонов, и там, где он ниже. В первом случае вода утекает на газон, грязь прячется под травяным покровом и большей частью перерабатывается в почву. А вот если газон выше тротуара – вода стечет на твердое покрытие, откуда и испаряется. Грязь же попадает на ботинки и брюки, оказывается в мусоросборнике робота-пылесоса. Какая-то неправильная траектория, не правда ли?


Так что давайте запомним две вещи про газоны. Прежде всего – не каждый кусок городской земли является газоном. Газон – это прежде всего правовой статус. Определенный при планировании благоустройства города, или при отведении участка под индивидуальный или многоквартирный дом. Это важно знать, потому что административный штраф можно наложить только на того автомобилиста, который заедет на «официально признанный» газон – ну а борьба с таким автохамством есть залог чистоты тротуаров.

Ну а вторая вещь – вертикальная планировка газона. Да, бывают и газоны выше уровня тротуара, с которых не течет никакая грязь – но это довольно сложное инженерное и агротехническое сооружение; о нем мы поговорим ближе к весне. А сейчас, когда вносятся последние штрихи в планы дорожного ремонта и благоустройства, отметим, что газон надо стараться разбить ниже уровня тротуара – тогда гарантированно он не будет источником грязи.

Но газон – штука живая. И не только в том смысле, что на нем живет трава, цветы и кусты. Газон имеет свойство вырастать в вышину. На него попадает заметная часть песка с улиц, бумажного мусора, тривиальных окурков. И значительная часть этого перерабатывается в почву, в эдакий аналог «культурного слоя» археологов. Сотрудники комбинатов озеленения говорят, что газон, если его не чистить и не обновлять, может прирастать в год на сантиметр. То есть мы запланировали газон на 10 сантиметров ниже тротуара, а через 20 лет он без ухода окажется выше уже на дециметр…

Простые ведь вещи, на которые внимание может обратить каждый. И исправить их можно без больших затрат. И города можно сделать и более симпатичными, и требующими меньших затрат на ремонт. Надо только позаботиться о всеми видимых, но мало кем замечаемых вещах – о водоотводах и вертикальной планировке тротуаров и дорог…

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.