Среди проблем, больше всего волнующих граждан России, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) назвал проблемы экологии. Они беспокоят 40% наших сограждан, уступая по актуальности лишь проблемам здравоохранения и медицины, привлекшим внимание 46% опрошенных. И вот сегодня мы стоим на грани внедрения технологии, которая способна давать объективные данные о загрязнении окружающей среды – внедрения датчиков автоматизированного учета выбросов загрязняющих веществ.

Ну, прежде всего отметим, что проблемами охраны той части природы, среди которой он живет, человек заботился с древнейших времен. В индийском обществе, вероятно самом древнем из живых, есть даже каста эзхава (Ezhavas), кого можно считать наследственными работниками природоохраны (каковую роль они часто играли и в британской колониальной администрации). Для превращения природы в окружающую среду высокие технологии не нужны – достаточно свести леса на топливо да скормить овечкам травяной покров, как проделала это цветущая в классической древности Эллада…

Правда, агрегаты большой единичной мощности, на которых основана современная глобальная индустрия, перерабатывая гигантские объемы сырья и энергии, в точном соответствии с законами сохранения выбрасывают не менее гигантские объемы загрязняющих веществ. Например, по последним данным Минприроды, на Красноярский край приходится 14,3% всех выбросов от стационарных источников РФ. Вот что говорит председатель Общественной экологической палаты Красноярского края Александр Колотов: «…в Красноярске катастрофическая ситуация с качеством атмосферного воздуха: увеличивается частота и длительность режимов "черного неба", когда в городе буквально нечем дышать и ничего не видно».

Ну а вот Находка. Один из самых южных наших городов, вспоминающийся в облике восьмидесятых, с лесистыми сопками и обилием морепродуктов. Но сегодня «в Государственной Думе вопрос об экологической катастрофе в Находке взят на особый контроль. Депутатские проверки следуют одна за другой.» Проблема – угольный порт. Большинство из 11 терминалов работает по открытой технологии, облака черной пыли оседают в жилых кварталах… Штрафы по отношению к прибыли компаний – ничтожны.


И такие примеры каждый из читателей приведет во множестве. Семь с половиной миллиардов жителей планеты могут существовать на ней только благодаря функционированию современной технологии. Но любая реальная технология, любой техпроцесс неизбежно связаны с производством не только полезной продукции, но и загрязнений. Так как же найти компромисс между нуждами экономики и сохранением окружающей среды?

Ну, технологий, которые удовлетворяли бы критерию Парето – не приносить никому ущерба – в реальности практически не существует… В качестве общеметодической базы стоит взять принцип  компенсации Хикса–Калдора, о котором мы рассказывали в материале «Принцип компенсации Хикса–Калдора в региональном и местном управлении». Согласно ему, переход системы – социальной, экономической – из одного состояния в другое благотворно, если те члены общества, которые выигрывают в таком переходе, способны компенсировать проигрыш тех, чье положение ухудшается.

То есть, из загрязнения окружающей среды кто-то всегда извлекает экономическую выгоду. Следовательно, именно он, в соответствии с принципом Хикса-Калдора, должен бы и компенсировать ущерб, нанесенный людям и природе. Для этого существуют суды – вот известный голливудский байопик «Erin Brockovich» повествует о реальной истории правозащитницы Эрин Брокович, боровшейся за права жителей сообщества Хинкли штата Калифорния против корпорации «Pacific Gas and Electric Company».

Но ущерб лучше предотвращать до его возникновения, а для этого необходимо отслеживать сам факт загрязнений, и начинать борьбу с ними, пока они не оказали негативного влияния на здоровье людей. И очень важно вести контроль загрязнений так, чтобы исключить влияние «людского фактора», сокрытия факта выброса заинтересованными лицами. Контроль должен обеспечивать документальную фиксацию – это необходимо для исчисления суммарного ущерба. Контроль должен иметь возможность работы в режиме «открытых данных», чтобы не было ситуаций, когда над химкомбинатом висит характерное желтое облако, а пресс-служба химиков с честнейшим взглядом голубых глаз заверяет об отсутствии вредных выбросов.

И вот сейчас возможность объективного контроля появляется. Согласно действующей версии Закона «Об охране окружающей среды» все промышленные предприятия России должны будут установить датчики автоматического измерения и учета выбросов загрязняющих веществ в воздух к началу 2018 года. В Москве более 60 крупных промышленных предприятий столицы уже оснащены датчиками автоматического измерения и учета выбросов загрязняющих веществ в воздух. В их числе городские ТЭЦ, Московский НПЗ, районные и квартальные теплостанции. 

Московская система мониторинга настроена так, что информация с промышленных датчиков поступает непрерывным потоком в Единый городской фонд данных экологического мониторинга Москвы. Оператором системы является Мосэкомониторинг и на сервера экологической службы приходит почти три тысячи сведений по наличию или отсутствию в выбросах превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ. Данные замеров автоматических станций публикуются в режиме реального времени в открытом доступе на сайте службы.


И вот, по действующей редакции закона, такими датчиками должны быть оснащены самые грязные предприятия уже в 2018 году. Естественно, дело это будет требовать определенных, и немалых, затрат со стороны тех, кто производит загрязнения и извлекает экономическую выгоду из этого – по данным некоммерческого партнерства «Русская сталь», куда входят компании, производящие 98% российского чугуна и около 90% стали и металлопроката, для всех предприятий черной металлургии в РФ оборудование может обойтись более чем в 2 млрд руб. Оборудование датчиком – это только так говорится, датчиком, на самом деле это сложная и сертифицированная система – одного завода встанет в 100 млн руб. (Для сравнения скажем, что затраты на реализацию «пакета Яровой» оценили в 10 триллионов рублей, а металлурги побогаче местных айтишников будут…)


Но деньги, даже сравнительно небольшие, тратить никто не любит – и вот мы читаем в новостных лентах такое: «Минприроды согласно отложить установку заводами датчиков выбросов на 2019 год». Ну что же, поздравим промышленников со значительным лоббистским успехом… Только вот как быть с тем, что в декабре 2016 президент Путин призвал «как минимум в два раза сократить загрязнения и выбросы». Ведь по данным Минприроды, загрязнение воздуха в 20% городов России оценивается как высокое и очень высокое. В этих городах проживает 17% населения страны. 

Поэтому-то социологи и определили, что жителей городов-миллионников в первую очередь волнуют вопросы экологии (51%) и лишь затем – вопросы качества и стоимости услуг ЖКХ (50%); служащих и депутатов этих городов и касается в первую очередь обсуждаемая тема… Так что не стоит ли властям других городов последовать достойному примеру Москвы, где система Мосэкомониторинга вводится опережающими по сравнению с требованиями даже нынешней, не смягченной еще лоббистами версии Закона? И не стоит ли местным депутатам и гражданским активистам помочь своим муниципалитетам в решении этой насущной проблемы?

Проблемы ведь в большинстве случаев решаемы на нынешнем уровне технологии, было бы желание. Вот привлечено внимание к Находке – и мы читаем, что «ОАО «Терминал Астафьева» переходит к закрытой перевалке угля и вводит выплату природной ренты жителям мыса Астафьева». То есть, прекращается перевалка угля под открытым небом, процесс уходит в открытые объемы. Ну а природная рента скомпенсирует жителям ранее нанесенный ущерб. Превосходный пример!

А закрытая перевалка угля в данном случае является тем, что Закон называет наилучшими доступными технологиями (НДТ). То есть технологиями, которые на нынешнем этапе развития способны обеспечить минимум негативного воздействия на окружающую среду при сохранении рентабельности и потенциала развития промышленности (в Находке и нужно-то пересыпать уголек в закрытых объемах). Вот именно переходу на такие технологии и должен способствовать Закон «Об охране окружающей среды». Ну а датчики автоматизированного учета выбросов обеспечат граждан и муниципалитеты – пусть для начала пятой части самых загрязненных городов страны – объективными данными о загрязнениях, которые весьма уместно заводить даже в мобильные приложения.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.