Где-то к середине 50-х годов прошлого века, по мере завершения индустриализации и послевоенного восстановления народного хозяйства, у нас в стране сложилась довольно стройная система озеленения городов и населенных пунктов: придомовое озеленение, озеленение участков детских садов и школ, лечебных учреждений, улиц и проспектов. Зеленая мозаика бульваров, скверов, садов, районных и городских парков собиралась еще на этапе генпланирования. И сегодня, пройдя пешком по любому российскому городу, мы обнаружим это зеленое наследство. Иногда оно великолепно сохранилось, иногда — варварски обезображено точечной застройкой или перепланировкой. И вот что странно: сохранность старых зеленых насаждений почти не зависит от того, богат ли город.

Есть, скажем, в Тульской области город Липки. Жителей там осталось меньше 10 тысяч, бюджет у города, мягко говоря — очень скромный. Но приезжаешь в Липки в начале лета и видишь город-сад. Таким, наверное, его и представляли себе строители Подмосковного угольного бассейна рубежа сороковых-пятидесятых. Липки до сих пор сохраняют «зеленое наследие» индустриальной эпохи.

Липки прославились тем, что в начале нулевых режиссер Лунгин снял там фильм «Свадьба». А вот современный репортаж из Липок. И вновь внимание съемочной группы привлекли социальные проблемы, а чудесное озеленение воспринято как должное, как природный феномен. Но оно рукотоворное, росло вместе с городом. И местные власти поддерживают его в симпатичном состоянии даже при спартанской скудности бюджета.

Давайте запомним это важнейшее свойство зелени: она восстанавливает себя сама. Тривиально? Но посмотрите как чудесно выглядят липы, посаженные шестьдесят лет назад, в период расцвета городка! Будем реалистами: город может полостью обнищать при смене экономического цикла, но однажды заложенное озеленение из многолетников, из деревьев и кустарников, будет по-прежнему радовать горожан, и радовать десятилетиями.

Озеленение — это малобюджетный способ придать нашим городам симпатичный вид, причем надолго.

Опыт«строительства и эксплуатации зеленых насаждений» в 40 городах СССР в 1987 году подытожили ученые Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова. Итогом их работы стали «Нормы посадки деревьев и кустарников городских зеленых насаждений» — с этим документом стоит познакомиться и муниципальным служащим, и депутатам всех уровней, и гражданским активистам, потому что в нем учтен и ценный опыт градостроительства, и многообразие климатических условий нашей страны, и ботанические аспекты.

Тридцать лет назад этот документ безошибочно подсказывал градостороителям, какие деревья и кусты использовать, чтобы изолировать дворик в центре города от шума и пыли. И сегодня, имея под рукой эти «Нормы…», муниципальные служащие и депутаты самоуправления могут обосновать выбор между детской площадкой и автостоянкой. Этот документ, как минимум, подскажет, почему в городе именно столько парков и скверов, и чем была обусловлена планировка дворов. Создатели «Норм…» предусмотрели многое.

Не учли они — и вряд ли могли бы учесть — радикальные изменения, произошедшие в наших городах.

В советский период истории страны основную массу пассажиров перевозил общественный транспорт. Легковых машин в РСФСР в 1987 году было 7,2 млн единиц, и использовались они преимущественно в режиме «выходного дня», для поездок на дачу. А к началу 2016 года число легковых автомобилей перевалило за сорок миллионов. Рост — почти шестикратный. И используются машины теперь куда интенсивнее, так что перегруженная городская сеть затыкается тромбами пробок. Придорожное озеленение уже давно не справляется с выхлопами автомобилей.

Нормы тридцатилетней давности, в той их части, что касалась озеленения улиц городов, исходили больше из эстетики: газон вдоль дороги, на нем — деревья, между ними — живописно подстриженные купы кустарников. На такой газон приятно смотреть из окна автобуса. Только вот нынче по улицам движется сплошная масса машин. И самый большой страх водителя — что с газона кто-то кинется тебе под колеса. Проблему начали решать, ставя ограждение вдоль проезжей части. Оно не помогло. Трудно ли перемахнуть его нашему человеку, уже разбежавшемуся по газону? Стали ставить ограждения повыше. Они закрыли часть некогда живописного вида.

На столбах вдоль  магистралей повисла густая сеть проводов: уличное освещение, светодиодная декоративная подсветка, интернет-провайдеры, разводка светофоров. Ветви деревьев вступают в конфликт с проводами, и деревья стали кронировать. Теперь вдоль дорог стоят бревна, обросшие прутьями, вы наверняка их видели; зимой они выглядят особенно жалко.

Выбирайте – оставим после себя жуткие бревна с розгами, или такие симпатичные и весьма полезные зеленые изгороди…

Но если прежние нормы озеленения устарели, почему бы нам не скорректировать их под новую жизнь?

Территорию придорожного газона можно отдать под сплошную зеленую изгородь. Только она должна быть не низкой и узкой, а высокой и глубокой, примерно такую вдоль автострад высаживают в Германии. Для изгороди нам понадобится солидный, мощный кустарник. В средней полосе это могут быть боярышник, бузина и шиповник в пропорции 1:1:1. Если сплести их ветки (в местах перекрестий надрезается кора и они связываются между собой садовой лентой) и регулярно подстригать, то через пару-тройку лет на месте газона вырастет высокая и плотная зеленая стена, которая надежнее любого ограждения разделит пешеходов на тротуаре и машины на проезжей части дороги.


Такая изгородь прекрасно переносит и тридцатиградусные морозы. Уход за ней не дороже, чем за газоном, хотя площадь обрезки увеличится втрое, делать ее нужно намного реже, чем косить траву. И к тому же такая изгородь на порядок лучше защитит жителей домов вдоль улицы от шума и пыли.

Посадочный материал, который мы выбрали — самый дешевый из возможных. Нужно лишь задуматься о посадке кустарника заранее, и декабрь для этого самое подходящее время. Сейчас можно прикинуть возможности бюджета на следующий год и без спешки составить график работ. А весной — воплотить добрую волю в жизнь. Такая инициатива явно найдет поддержку у жителей и те, кто ее реализует заслужат добрую долгую память.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.