Удивительно, но такая важная для проживающих в городах трех четвертей граждан России вещь, как услуги управляющих компаний, не была стандартизована. И только сейчас Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовило проект документа, определяющего стандарты сервиса управляющих компаний. Что же такое вообще – стандарт? И как стандартизация услуг может отразиться на жилищном хозяйстве?

Слово «стандарт» – даже у тех, кто знаком с ним на практике – обычно ассоциируется со скучными книжечками ГОСТов, наполненными цифрами, табличками и чертежами. Но изначально англосаксонский «стандарт» был в родстве с голландским Standard и верхненемецким Standarte, персональным знаменем, под которым феодал собирал своих сторонников. Было это знамя максимально ярким и красочным, чтобы видеть издалека и в сумерках – затем и неокисляющееся золотое шитье; и собравшиеся под ним были едины, сидеть на троне Йорку или Ланкастеру…

Ну и только потом, к началу промышленной эпохи, стандарт стали вводить в более прозаичные, но куда более важные вещи, например в водопровод… Именно из тех времен к нам, вместе с дюймовыми стандартами резьбы, пришла английская форма произношения слова Standard. И если исходить из защищающего права человека Закона «О защите прав потребителей» стандарт – это «государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)».

Обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), вводимые для повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. Причем уникальное положение в сфере стандартизации занимает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России). Оно, в отличие от всех прочих ведомств, правомочно устанавливать стандарты в своей сфере – для всех остальных обязанность эта возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

И сфера, в которой Минстрой правомочно устанавливать стандарты, важна для всех нас в нашей повседневной жизни – это вопросы в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Формирование нормативов для той среды, в которой мы живем. И вот проблемы  жилищно-коммунального хозяйства до сих пор стандартизованы не были. Не было того флага, под которым могли собраться собственники и жители квартир – самая массовая категория граждан – для того, чтобы отстаивать свои права. И вот теперь такой флаг появляется.

Приведем конкретный пример, о котором рассказали рыдающие пострадавшие. Горячая вода залила три этажа, пострадала не только отделка квартир, но и мебель, бытовая техника, личные вещи жильцов. Три этажа домашних бед… Критическим параметром при ликвидации такой аварии является скорость перекрытия аварийных технических коммуникаций. И вот этот параметр новый стандарт, подготовленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, берет под контроль.

После вступления его в силу управляющим компаниям (УК) предлагается ограничить время локализации аварийных повреждений внутридомовых сетей тридцатью минутами, а устранение засоров – двумя часами. Каждая УК будет обязана обеспечить круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу. То есть по чьей бы вине и где бы ни шел пролив горячей воды, льет ли она со стояка, за который отвечает УК, или из ванны, где уснул пьяный жилец – магистраль, ответственная за льющий кипяток, должна быть перекрыта за полчаса максимум.


За последствия того, что это не было сделано в срок, несет ответственность управляющая компания. И установление жесткого получасового норматива тут весьма обосновано. Его превышение чревато очень большим материальным ущербом, трудноустранимым гражданами в нынешней экономической ситуации. А вот к ликвидации засора норматив  мягче – два часа. Прожить столько в многоквартирном доме без канализации можно, хоть и без особого комфорта и имея в запасе некоторое количество пустых емкостей.

И соблюдение таких требований будет являться условием получения управляющими компаниями лицензий. В стране вводится общероссийская норма для качества обслуживания квартир и домов. И это очень важный шаг для того, чтобы сделать деятельность управляющих компаний более прозрачной и более цивилизованной – ведь при единых требованиях к оказываемых ими услугам намного легче сравнить и их декларируемые финансовые затраты.

Ну, а в отсутствии такого стандарта вокруг обслуживания жилых домов происходят всякие истории разной степени забавности. Вот простейшая вещь – уборка подъездов. Был такой забавный период, когда до сформирования нынешней структуры  УК бывшие ЖЭКи, оказавшиеся монополистами и незаинтересованные в повышении качества оказываемых услуг, этого не делали – не мыли подъезды и лестничные клетки.

И вот в этот период появился бизнес по уборке подъездов – нанимались тетеньки из гастарбайтеров, заключался договор со старшими по домам и подъездам, и получалась небольшая денежка с жильцов… По мере того, как складывался конкурентный рынок ЖКХ, уборка подъезда стала типовой услугой, оказываемой управляющими компаниями (силами тех же гастарбайтеров…). Но вот бывшие «клининговые компании» ухитряются получать деньги с жильцов, не знающих, что эту услугу они уже оплатили и «получили»!

Частично эту проблему решила одна широко известная партия, раздававшая гражданам листовки, в которых было написано, что уборка подъездов проводится управляющими компаниями и включена в тарифы. Версии тех же листовок развешивали по подъездам «старшие», активисты из Совета дома. Но все равно часть жильцов, причем наименее обеспеченных, пенсионерок, продолжают платить «по привычке». Так что дело по сравнительно честному отъему денег у граждан живет и процветает…

Сфотографированный екатеринбургскими журналистами кот чуть-чуть не стал жертвой войны за передел рынка управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Но это – отъем сравнительно безобидный. А вот из регионов приходят и страшноватые новости: «За ночь в Екатеринбурге сгорели лифты в четырёх домах одной управляющей компании», «Эвакуировали 12 человек и одного кота: ночью в лифте девятиэтажки на Юго-Западе произошёл пожар».  «Как рассказал Znak.com директор по развитию УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин, камеры видеонаблюдения зафиксировали, как некие мужчины проникали в подъезды, вызывали лифт, а после поджигали и бросали в кабины небольшие газовые баллоны.»

Выжженный поджигателями лифт…

Ну, тут очень интересно – когда правоохранительные органы найдут поджигателей. Небольшие – пропан-бутановые, предназначенные обычно для хозяйственных работ вроде пайки – газовые баллоны вполне могут дать достаточно тяжелого, скапливающегося в закрытых помещениях газа для того, чтобы произошел объемный взрыв. И даже если речь идет о чисто корыстном преступлении, ловить их стоило бы не менее активно, чем тех негодяев, что взрывал петербургское метро. Рядом с лифтами же газовые коммуникации…

Но это так, авторское отступление. А почему вдруг возникает стремление испортить обслуживаемое конкурентом имущество? (Кстати, лифты были застрахованы…) Да потому, что можно, получив объект в управление, заработать сверхприбыли на оказании услуг низкого качества. Мол, жильцам деваться-то некуда… Вступление же в силу стандарта такую возможность сведет до минимума. Конкурировать придется не с другой УК, а с моделью качественного управления, заданной Минстроем. И платить за нарушение требований! Только граждане должны осознать новую, предоставляемую им возможность.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.