Мало какая сторона нашей повседневной жизни создаёт столько проблем и вызывает столько нареканий, как жилищно-коммунальное хозяйство. И вот сейчас правительство пошло на беспрецедентный шаг, привлекая к решению этой проблемы современные информационные технологии.

Прошли выборы, сформирован новый состав Государственной Думы. Депутаты начали свою повседневную работу, в том числе и приём избирателей в родных округах. И на первое место выходят именно проблемы ЖКХ, именно в их решении граждане ждут помощи от государства. Вот сменило ТСЖ управляющую компанию, а у пенсионерки неизвестным путем образовалась задолженность по электроэнергии, хотя она регулярно оплачивала жировки. А живущему в коммуналке ветерану труда кажется, что ему занижена компенсация по плате за отопление. Ну а кого-то волнует дата капитального ремонта…

И так не в одном отдельно взятом избирательном округе, а по всей нашей стране. Вот что говорит социология Фонда «Общественное мнение», ФОМ, «О проблемах, которые волнуют россиян больше всего». Оказывается, на втором месте — сразу после роста цен на товары и услуги — идут «Высокие цены на услуги ЖКХ». За последний год число граждан, озабоченных этой проблемой, колебалось от 52% до 48%, что очень много. Причем если с ростом цен человек может как-то справляться сам — закупаться в дискаунтере, пользоваться интернет-торговлей — то с проблемами «коммуналки», общими по определению, в одиночку не совладать.

А проблемы эти весьма острые, вот что мы читаем в прессе — «Исследователи НИУ «Высшая школа экономики» провели мониторинг доходов российских семей и выяснили, что 23% населения не могут оплатить ЖКУ». Многие государственные и муниципальные служащие знают «Распоряжение Правительства РФ от 12.08.2008 N 1177-р <Об отнесении государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет — Высшая школа экономики" к ведению Правительства Российской Федерации>», так что ясно, что исследование выполнено университетом с особым статусом в системе госуправления.

И возможные проблемы, связанные с тем, что почти четверть жильцов не в состоянии оплатить услуги ЖКХ, недооценивать вряд ли кто станет. Недофинансирование жилищного хозяйства вызовет либо дыры в бюджете, невыполнение работ по обслуживанию и текущему ремонту, накапливание долгов перед ресурсоснабжающими организациями, либо увеличение нагрузки на добросовестных плательщиков, что также чревато серьёзными социальными проблемами. И разрешать эти проблемы неизбежно придется именно государственным и муниципальным служащим — каждому на своем уровне.

Поэтому неудивительно, что к решению проблем ЖКХ привлечено самое серьезное внимание органов власти всех уровней. Ну, вот вернёмся к началу статьи — откуда взялись проблемы граждан, пришедших на прием к депутату Госдумы? Да из их незнания, неинформированности. Бабушка не знает, откуда вдруг у неё долг «за свет». Ветеран не может сказать, как именно компенсации должны начисляться живущим в коммунальных квартирах. И жителям ветхого дома дата капремонта неизвестна. Проблема?

Проблема! Но ведь в двадцать первом веке к услугам граждан нашей страны появилась такая вещь, как компьютерная сеть Интернет. За тринадцать лет, с лета 2003 года по весну 2016 года, её суточная аудитория — те, кто заходит в нее ежедневно — по оценкам ФОМ возросла практически в двадцать раз, с 3% до 59%. А аудитория ежемесячная — те, кто пользуются Сетью не реже раза в месяц — достигла весной 2016 года 70%. То есть большая часть населения России интернетом пользуются очень часто. И особенно — в городах, где и концентрируются проблемы ЖКХ.


И поэтому очень логичной выглядит мысль привлечь информационные технологии к задаче информирования граждан о ситуации в сфере ЖКХ. Ведь большинство населения заглядывает в компьютер, планшет или мобильник чаще, чем кидает взгляд на доску объявлений у подъезда. И поэтому в нашей стране родился проект, сочетающий технические решения и правовые акты. Проект этот — Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, доступная по адресу http://dom.gosuslugi.ru/.

Формально ГИС ЖКХ создается Минкомсвязью России совместно с Минстроем России и ФГУП «Почта России». Оператором — той организацией, кто осуществляет постоянную поддержку и организует работу ГИС ЖКХ — является «Почта России». Но важнейшую роль в введении в нашу жизнь Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства сыграл законодатель нашей страны, Федеральное собрание Российской Федерации. Ведь именно оно внесло изменения в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Ну а уникальные свойства ГИС ЖКХ придают именно они.

ГИС ЖКХ — это не просто информационная система. ГИС ЖКХ имеет особый государственный статус. КоАП РФ, Статья 13.19.1. «Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает наказания за неразмещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, штрафы и дисквалификацию для должностных лиц, солидные штрафы для организаций, осуществляющих предоставление услуг. То есть несоблюдение прозрачности и открытости в сфере ЖКХ законодатель признал административным правонарушением. Вот какое серьезное внимание уделяется информированию граждан!

Ну а еще КоАП РФ, Статья 13.19.2. «Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает наказания и для тех, кто от имени граждан выступает управляющими домами, администраторами общих собраний. Тут тоже штрафы и дисквалификации, все очень серьезно. А для граждан, выступающих истинными выгодоприобретателями этого закона, кроме улучшения информированности при исполнении закона предусмотрена уникальная льгота в случае его нарушения — они с 1 января 2017 года могут не оплачивать жилищно-коммунальные услуги до размещения в ГИС ЖКХ информации о начислениях за ЖКУ с соответствующими расчётами в полном объёме. Неразмещение информации приравнено к неоказанию услуги!

Вот опирающийся на современные технологии путь решения тех проблем ЖКХ, которые сейчас «вылезают» на депутатском приёме. Поставщики услуг ЖКХ, региональные операторы капремонта обязаны уведомить граждан, разместив информацию в ГИС (о необходимости прозрачности и открытости в сфере капремонта говорит и Конституционный суд: ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы от 12 апреля 2016 года).

Так что с нового, 2017 года, решение ряда вопросов возьмёт на себя ГИС ЖКХ и её правовое обеспечение. Но граждан-то надо к этому приучать заранее — и вот глава министерства связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров предлагает россиянам лично проверить, внесли ли организации сферы ЖКХ необходимые данные в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, в ГИС ЖКХ. Польза этого предложения понятна — чтобы воспользоваться информацией с 1 января, стоит заранее посмотреть, где её искать.

И вот тут хотелось бы обратить внимание государственных и муниципальных служащих на такую проблему — НТВ, конечно, канал популярный, любит народ на «Ментовские войны» посмотреть. Только вот какое дело — ещё весной 2012 года объём обращений граждан на отечественный интернет-поисковик «Яндекс» превысил аудиторию любого из ТВ-каналов. И превышение интернет-аудитории над телевизионной с той поры продолжало расти. Поэтому-то ГИС ЖКХ, решающая актуальную для каждого проблему, и создана в интернете. И поэтому-то её нужно популяризировать среди всех граждан, даже не смотрящих телевидение.

Овчинка явно стоит выделки. Когда начнётся полномасштабная работа ГИС ЖКХ, снимутся многие вопросы граждан, что разгрузит муниципальных и государственных служащих. Ну а органы власти станут получать в режиме реального времени аналитическую информацию по всей территории страны, обзаведутся возможностью оперативного выявления нарушений в сфере ЖКХ. Но — при условии, что граждане приучатся пользоваться ГИС ЖКХ! Так что заботуминистра связи Никифорова стоит поддержать всем, ведь коммунальное хозяйство — дело общее. Может, даже стоит дать соцработникам возможность знакомить опекаемых бабушек с данными ГИС? Дело-то хорошее!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.