Борьба за чистоту улиц — одна из сложнейших задач любого муниципалитета. Здесь недостаточно армии дворников, грамотной расстановки урн и своевременных субботников. Необходимо, чтобы сами жители проявляли достаточную ответственность и доносили мусор до этих самых мусорных баков. Опыт разных стран и городов самого разного калибра показывает, что социально-агитационные программы, система штрафов и общественные призывы не приносят желаемого результата: если крупный мусор люди ещё более-менее утилизируют, то мелкий — например, окурки — чаще всего бросают прямо под ноги. А после вступления в силу закона о курении в общественных местах улицы стали единственным официально доступным местом для курения и, как следствие, наводнились останками сигарет.

Что же можно сделать для решения такой насущной проблемы на местном уровне? Подключить положительную мотивацию, как это сделала общественная британская организация Hubbub, которая придумала и воплотила интересный способ борьбы с огромным количеством окурков на улицах Лондона. Hubbub, в рамках программы neatstreets, превратила сбор окурков в увлекательную ежедневную игру для горожан: компания установила на улицах специальные прозрачные ящики, разделённые на две части — своеобразные урны для голосования, где в качестве «голоса» как раз используются окурки. Каждая урна neatstreets разделена на два сектора и имеет свой вопрос и два варианта ответа. Курильщик голосует за тот или иной ответ своим окурком, опуская его в соответствующее отверстие.



Темы для голосования выбираются самые разные и самые популярные и меняются так часто, как того требует заполняемость — здесь нет предела для фантазии: от чемпионата мира по футболу (голосуйте за любимую команду/ игрока/ предполагаемого победителя) до выборов мэра. Пример социальных сетей показывает, что ежедневно возникают интересные новости, которые люди готовы и хотят обсуждать — урны для окурков могут стать частью таких обсуждений, достаточно лишь своевременно обновлять «тему».

Конечно, прежде чем запускать проект в массовый тираж и устанавливать такую урну на углу каждой улицы, необходимо «обкатать» идею и протестировать реакцию аудитории. Лучше всего для этого подойдут места для курения крупных офисов: заводов, бизнес-центров, торговых зон. Как правило, это плохо оборудованные «пятачки» на задворках, где сотрудники собираются покурить и обсудить последние новости. Здесь-то как раз и будет очень кстати такая урна — и тему задаст, и азарта придаст, и окурки соберёт. В случае с корпоративными урнами придумывать темы для голосования сможет местный пиарщик или менеджер по персоналу.

Что касается стоимости такого оборудования, то она может быть очень низкой — ведь достаточно сварить железный короб и закрыть его оргстеклом. Интересно, что оригинальный английский бокс для голосования стоит довольно дорого, порядка 200 фунтов стерлингов (16,5 тысяч рублей). Тем не менее, сделать такой короб для себя способен любой ЖЭУ. Что касается смены темы, то ее легко распечатывать на паре листов формата А4 и менять с любой периодичностью (в оригинале в комплекте идет набор из 200 магнитных букв). Кстати, уборка в такой «курилке» тоже может проводиться реже, так как основной мусор сразу будет складироваться в одном месте. Как показывает практика, одного такого бокса хватает на 400-600 окурков. При условии, что в день «голосовать» будут около 100 человек, урна заполнится аккурат за рабочую неделю.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.