Задача

Городская инфраструктура, а особенно всё, что связано с транспортом, удобством и комфортом пассажиров, является визитной карточкой любого города и работает в комплексе мер для привлечения туристов. В этом обзоре мы рассмотрим российский и иностранный опыт технического переоснащения остановок городского транспорта, которые стали сенсацией, привлекли большое внимание населения или просто существенно улучшили качество жизни горожан.

Российский опыт

Первые инновации начались с развитием Интернета, с 2010 года в Москве стали появляться остановки с бесплатным Wi-Fi. Это был полностью городской и довольно простой проект: для подсоединения к сети пассажирам необходимо было выбрать Mosgortrans_Free из списка доступных подключений и пройти авторизацию с помощью SMS. Одновременно воспользоваться Wi-Fi могли более 50 человек, но длительность сессии была ограничена 25 минутами.

Со временем одного Wi-Fi стало недостаточно, тем более, что он перекочевал в сам транспорт, и тут возник очень интересный совместный проект российской компании ООО «Городские инновации» и дизайнерского бюро Евгения Брянцева из Севастополя под названием Wowlookat. Специалисты этих компаний разработали «умные» остановки, которые устроены по модульному принципу и имеют большой потенциал.



Внешне эти павильоны выполнены в уже привычном любым горожанам стиле хай-тек (прозрачные стены, минимализм, металл). Техническое оснащение состоит из информационного табло (отображает номера маршрутов и схему их движения), платежного терминала (оплата телефона, Интернета, коммунальных услуг и тому подобное), бесплатный Wi-Fi, бесплатные зарядные устройства для мобильных гаджетов (сами авторы отмечают малую вандалоустойчивость проводов и необходимость их доработки), системы видеонаблюдения из 2-х камер и системы городской навигации (встроена в крышу павильона). Информация с камер в режиме онлайн поступает в ближайшие полицейские участки, а в будущем может отправляться в базу данных программного обеспечения по аналитике пассажиропотока. Сенсорный экран позволяет просматривать большое количество разнообразной информации (расписание транспорта, карта города, реклама) и играть в игры. В тёмное время суток остановки подсвечиваются.



Все эти возможности далеко не предел, и в будущем «умные» остановки можно будет оснащать другими функциями, как бы добавляя модули. Например, в планах «Городских инноваций» устанавливать на остановках терминалы для покупки билетов и вединговые автоматы (продажа напитков, снеков, кофе). Таким образом, остановки превратятся в эдакие функциональные городские островки, привлекающие не только тех, кто ждёт своего автобуса, но и всех, кто хочет согреться горячим кофе, оплатить счета, подзарядить телефон или переждать дождь за интерактивной игрой. Примечательно, что для городского бюджета такие павильоны будут абсолютно бесплатными — они находятся на самообеспечении компании, и вся прибыль с их эксплуатации также достаётся производителю.

В настоящее время «умные» остановки «Городских инноваций» устанавливаются в Крыму (Севастополь, Симферополь, Ялта), проектом уже заинтересовались в Москве, Волгограде и Калининграде. А самое большое количество павильонов будет установлено в Санкт-Петербурге, где до начала Чемпионата мира по футболу в 2018 году появится 50 «умных» остановок и ещё 50 — в течение последующих полутора лет.

Иностранный опыт

Сан-Франциско

В 2014 году рекламное агентство Clear Channel Outdoor совместно с компанией Yahoo придумали отличный способ развлечь ожидающих автобус. На двадцати остановках, расположенных в городе Сан-Франциско, были установлены 72-дюймовые сенсорные панели и запущен проект “Bus Stop Derby” (дословно — «состязания автобусных остановок»). Идея заключалась в том, что ожидающие транспорт пассажиры могут соревноваться друг с другом, играя в компьютерные игры. Для участия в состязании игроку необходимо указать район, за который он желает сразиться, и сыграть в одну из четырёх игр на выбор. Все полученные очки суммируются к очкам района, а потом выбирается район-победитель. В качестве приза району городские власти каждый раз выбирают разные события, например, предоставление право на проведение уличного концерта с участием какой-нибудь известной рок-группы.



Интерес Yahoo в этом проекте объясняется просто: заодно с компьютерными играми компания демонстровала ненавязчивую рекламу, продвигающую собственные сервисы.

США

В 2011 году в рамках кампании Hot ‘n Wholesome (от англ.«горячие и полезные»), рекламирующей завтраки в сети кофеен Caribou Coffee, рекламное агентство Colle+McVoy создало проект необычных автобусных остановок, которые выглядят как гигантские печи. В крышу павильона установлен большой нагревательный элемент, который обогревает ожидающих людей, а стилизованные часы для печки действительно показывают точное время. Установлены такие тёплые павильоны преимущественно в северных штатах США, где это действительно необходимо.



Великобритания

В 2012 году в в Лондоне, также в рамках рекламы местной компании McCain Foods UK (выпускает готовый печёный картофель, разогреваемый в микроволновой печи), появились остановки с установленными в них искусственными печёными картофелинами. В отличие от американского гриля, английская картошка не только греет, но и пахнет как настоящая. Для того, чтобы обогрев заработал, пользователю необходимо нажать на кнопку, и картофель начнёт нагреваться, излучая тепло. При желании тут же, на остановке, можно получить скидочный купон для отоваривания в ближайшем супермаркете.



Сеул

В 2011 году сеть корейских супермаркектов Tesco оснастила переходы в метро специальными плакатами с изображением продуктов. Каждый продукт сопровождался QR-кодом, и служащие по пути с работы домой могли заказывать провизию при помощи специального приложения на смартфоне: фотография QR-кода равносильна тому, что ты кладёшь товар в корзину. Пока заказчик едет домой, его корзину доставят к порогу. Единственное условие — нужно быть зарегистрированным в сети доставки Home Plus. Популярность такого сервиса в Корее очень высока (примерно 71% населения регулярно покупают продукты именно таким способом).



Токио

Японская компания aCure разработала вединговый автомат для станций метро с большом ЖК-дисплеем (диагональ 46 дюймов), который полностью заменяет собой витрину. Такие размеры позволяют выводить на экран изображение продукта в натуральную величину и создавать иллюзию большого холодильника с прозрачной дверцей. Выбор товара осуществляется нажатием на экран. Система тут же увеличивает выбранное изображение, подкрепляя картинку дополнительной информацией о продукте. Расплатиться можно без наличных, просто прислонив свой мобильник к автомату (чипами NFC оснащены большинство японских телефонов). Отличительной особенностью этих автоматов является наличие видеокамер, которые умеют распознавать пол и возраст покупателя, а также регистрировать время покупки. Эта информация используется, прежде всего, во время самого процесса продажи — машина в первую очередь будет предлагать товар, соответствующий демографическим особенностям (детям — колу, взрослым — пиво).



Подводя итог нашего обзора, можно с уверенностью сказать, что будущие остановки общественного транспорта, станции метро и залы ожидания аэропортов совершенно точно не будут лишь обозначать место и укрывать от дождя, а превратятся в городские интерактивные павильоны, где во время ожидания своего автобуса можно будет сделать много всего полезного. И от того, насколько быстро власти конкретного города начнут шаги к переменам в этом направлении, будет зависеть уровень жизни его горожан.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.