Pecuniae obediunt omnia (лат.) — «деньгам всё повинуется»

Тяжело жить на свете без персонального кошелька. Денежку хочется обособлять, откладывать, предвкушая радость запланированных трат и счастье незапланированного ухарского купеческого разгула. 

Такая аналогия уместна и в повсеместном противостоянии /муниципалитет и его возможности/ vs /гражданин и его желания/. Желания граждан сегодня просты и понятны — жить вкусно и жить комфортно. Поскольку «вкусно» все-таки зависит от самого гражданина и его способностей, для «красиво», особенно в привязке к городам, появилось заморское слово «урбанизм».

Однако, каждый гражданин имеет свой бюджет и каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Разница только в том, что гражданин не связан по рукам и ногам путами документов, написанных всякими крючкотворами не то чтобы без юридического образования, но с явным уклоном в бухгалтерию. Впрочем, гражданин для расширения кругозора может счастливо жениться на бухгалтере и вкусить все прелести бюджетной реформы в собственном локальном хозяйстве. Реформы сродни той, что в 2007 году окончательно выстроила федеральную вертикаль, замкнув денежные потоки на самый верх благодаря чудному дуэту Кудрин-Голикова, кои и являлись ее творцами.

Ну да бог с ним, с житейским. Начать нужно с того, что именно бюджет муниципального образования (или местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований категорически запрещено Бюджетным кодексом и прочими священными скрижалями.

Далее, основой любой бюджетной системы принято считать регулярные поступления от граждан и предпринимателей. В принципе, все так устроено и в рамках российского законодательства. Схема очевидна — чем лучше работает локальная экономика, тем больше получают доходов местные бюджеты, тем больше они тратят на улучшение среды, что снова придает импульс локальному хозяйству. 

Таким образом, надо разумно регулировать налоги, разумно распоряжаться средствами, и наступит желаемое благоденствие.

Однако ознакомление с основами бюджетного законодательства внезапно приводит к осмыслению факта, что мало налоги установить, мало их посчитать, надо еще их правильно зачислить. Всё дело в том, что нормативы возврата собранных налогов тем, кому они действительно причитаются с точки зрения федерального законодателя, также установлены бюджетным законодательством. Это позволяет контролировать каждую собранную копейку, пропуская средства через счета федерального казначейства, а также содействовать развитию рынка специфических трудовых услуг на местах, связанных с выбиванием своих же законных денег у федерального центра. К слову, поговаривают (хотя это, наверное, из разряда городских легенд), что одно время при губернаторах на штатных аппаратных должностях появились специально обученные люди со скромными чемоданчиками. Люди эти метались между своим регионом и центром, смазывая небольшими, но приятными процентами неповоротливые (нарочно или не нарочно) механизмы перечисления денег в бюджеты субъектов. А то вдруг денежка на строительство дорог придет числа эдак 23 декабря текущего года вместо его же января.

Итак, скажем прямо, в бюджеты муниципальных образований зачисляются налоговые доходы не только от двух базовых местных налогов — земельного налога и налога на имущество физических лиц. Надо отметить, что зачисляются все 100 процентов средств, собранных без остатка в муниципальном образовании.

Теперь представьте себе небольшое село где-нибудь за красивой облачной грядой старых уральских гор и посчитайте, сколько денег можно на этих двух налогах собрать. И с кого.

Вот для того, чтобы такие места не загнулись сразу и бесповоротно, бюджетный кодекс предусматривает так называемые нормативы отчислений федеральных налогов и сборов, а также от налогов и сборов соответствующего субъекта Федерации.

Так, в бюджеты муниципалов (в разном размере, например, по единому сельхозналогу в зависимости от вида муниципального образования может быть и 30, и 70 процентов) перепадают федеральные кусочки:

  • налога на доходы физических лиц 
  • единого сельскохозяйственного налога 
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 
  • различных видов госпошлин, например, за совершение нотариальных действий главой сельского или городского поселения (а в некоторых случаях это допускается), за выдачу различных разрешений на перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, за государственную регистрацию транспортных средств и сопутствующие процессы.
  • налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения

И особняком — для городских округов, городских округов с внутригородским делением и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. 

Субъекты Федерации также могут делиться как своими налогами (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог — по нормативу 100 процентов), так и долей поступлений от налогов федеральных, перечень которых гораздо шире, чем у муниципалов — тут уже и налог на прибыль организаций, и акцизы, и налоги на добычу полезных ископаемых и др. Только вот очевидно, что у субъекта большой соблазн делиться с муниципалами ровно такой долей, чтобы они могли выжить, но не взлететь. Субъекту же тоже как-то выживать надо. 

Посмотрев на весь этот радужный список потенциально доступных финансовых средств, крепкий глава муниципалитета крякнет, сядет на завалинку и будет думать не столько о прокладке велодорожки от бывшего колхозного овина (ныне фитнес-спа-сауна-караоке) и до нежно любимой четвертым поколением детворы лужи с навсегда застрявшим еще в годы первой пятилетки трактором, а именно что о том как договориться, чтобы получить хоть что-нибудь и с кого-нибудь.

Слава Богу и Бюджетному кодексу, что собственными налогами и подачками от налогов чужих доходные поступления в местные бюджеты не ограничиваются. 

Поскольку муниципалитет может быть собственником имущества — грех не воспользоваться этим и не начать получать с такого имущества доходы. Сдача в аренду, продажа — любые гражданско-правовые формы доступны муниципалитету для получения доходов.

Сюда можно отнести и доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (а в соответствии с Земельным кодексом ими распоряжаются муниципалитеты), и от некоторых связанных с этой деятельностью вопросов.

А еще можно получать доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями, получать плату за использование лесов, расположенных на муниципальных землях и плату за пользование некоторыми водными объектами.

Теперь считаем. 

Налоги — своих мало, остальных — как получится и как договоримся. 

Имущество — хорошо если досталось от советских времен и его можно продавать или еще как относительно полезно использовать, хотя и тяжело поддерживать и тем паче развивать. 

Остается земля — вот потому и растут бесчисленные коттеджные поселки и микрорайоны везде, где есть на них хоть какой-то спрос и земля стоит хоть чего-то. 

И муниципалитету выгодно плодить многоэтажные человейники, ведь это как-никак способствует увеличению налоговых поступлений, причем без дополнительных усилий. 

Где микрорайон — там и магазин, там и малый и прочий бизнес, арендные поступления, клумбы, свежий асфальт и почетная грамота от губернатора за развитие. 

Поэтому и получается такой вот урбанизм наоборот — когда местное самоуправление, решая собственные задачи, подстраивает своих жителей и избирателей под себя, под ту среду обитания, которая выгодна местному бюджету. Даже не то чтобы выгодна, но просто таки является для местного бюджета единственным устойчивым способом сводить концы с концами. 

Так что не стреляйте залпами праведного гнева в фейсбуках в своего родного среднестатистического мэра или главу села — он урбанизирует как может. Старается. Спасибо Кудрину.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.