Проблема

В каждом городе найдётся своё промышленное здание, лучшие времена которого остались позади — бывшие заводы, фабрики, станции почтовой сортировки, заброшенные ГЭС, отжившие своё речные вокзалы. Как правило, такие здания находятся в неплохом состоянии, в жилой черте города, обладают архитектурным наследием и занимают ликвидные земельные участки.

Решение

Мировая практика в вопросе заброшенных зданий основывается на принципе их сохранения и преобразования в новое пространство с новым смыслом. Редевелопмент промышленных территорий выгоден не только бизнесу, но и городским властям. Это не только позволяет поддерживать архитектурное наследие в хорошем состоянии и помогает двигаться по пути современного использования инфраструктуры исторической части города, но и освобождает городской бюджет от обузы, требующей ежегодных дотаций и занимающей много дорогой земли. Примеров такого редевелопмента огромное количество как в зарубежных странах, так и в российских городах. Рассмотрим наиболее интересные:

1
Расположенная на южном берегу Темзы лондонская угольная электростанция Баттерси, построенная в 1930-50-х годах прошлого века, являет собой образец архитектуры ар-деко. С 1983-го года Баттерси выведена из эксплуатации и долгое время находилась в весьма плачевном состоянии.



Власти Лондона организовали специальный архитектурный конкурс по проектам, которые возможно воплотить в этом здании, и победителем стало парижское архитектурное бюро Atelier Zündel. Теперь в Баттерси будет находиться развлекательный комплекс, состоящий из двух частей: музея архитектуры и американских горок. После завершения работ по переделке (они уже год как ведутся) посетители смогут не только прокатиться на одной из самых длинных горок в Европе, но и прогуляться по многочисленным смотровым площадкам с прекрасным видом, в том числе и по крыше одной из частей здания. Также в распоряжении лондонцев и туристов будут кафе, рестораны и детские площадки. Примерная стоимость будущего строительства составит 100 млн евро и не обойдётся бюджету Лондона ни в единый фунт — все расходы по строительству лежат на инвесторах.


2

 Немецкая АЭС SNR-300 была основана ещё в 1972-м году, но авария в Чернобыле изменила планы властей, и SNR-300 так и не была введена в эксплуатацию. С 1991-го года голландский инвестор, перекупивший гигантское строение из металла и бетона, перестроил его в парк развлечений Wunderland Kalkar и превратил тем самым в одно из самых посещаемых мест в мире.

Теперь на территории АЭС расположился целый город развлечений: здесь находятся огромная территория зелёных насаждений, множество аттракционов, американские горки, колесо обозрения, теннисные корты и аквапарк.



Есть тут и своя гостиница, прокат велосипедов, скалодром и хороший выбор кафе и ресторанов. Некоторые аттракционы и вовсе уникальны — например, гигантские качели, расположившиеся внутри охладительной башни на высоте 58 метров. Средняя цена на вход в Wunderland Kalkar составляет 22 евро.


3

 Датский газгольдер (резервуар для хранения газообразных веществ), возведённый в Копенгагене ещё в 1883 году, перестал функционировать в 1970 и много лет служил складом для реквизита и декораций Королевского театра. В 1979 году внутри газгольдера оборудовали вращающуюся сцену, а сам объект превратили в одну из самых популярных — по сей день — театральных площадок Дании.



4
Из российских примеров наиболее заметным является дизайн-завод «Флакон», в 2011 включенный журналом Форбс в список 14 проектов, изменивших облик Москвы к лучшему за предшествовавшие 20 лет. Изначально в в этих стенах располагался стекольный завод, в течение 150 лет выпускавший флаконы для духов. В 2000 г. завод реконструировали, и теперь там располагается большое количество офисных зданий. По оценке журнала «Секрет фирмы», доход от аренды в докризисном 2013 году составлял порядка 200 миллионов рублей в год, что еще раз доказывает возможную прибыльность такого рода деятельности.



5
Бахметьевский гараж — комплексные постройки в стиле конструктивизма, созданные в 1927 году авангардистом Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым. Комплекс включает в себя административный корпус и здание авторемонтных мастерских, также признанных объектами культурного наследия. С 1999 года автобусный парк перевели, а старую территорию Правительство Москвы передало в безвозмездное временное пользование Московской марьино-рощинской еврейской общине. С 2008 по 2012 год в здании располагался центр современной культуры «Гараж». Во время работы центра там проходили выставки, семинары, лекции, дискуссии и кинопоказы. Затем «Гараж» передали Еврейскому музею и центру толерантности.



6
И последний пример: 2 декабря этого года на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме состоится презентация музейного комплекса современного искусства по проекту Ренцо Пиано (автора проекта Центра Помпиду в Париже). Центр разместится в отреставрированном здании ГЭС-2 на Болотной. На его территории планируется создание Академии современного искусства.



Большие площади, нестандартная планировка и высокие потолки делают промзону привлекательной для современных дизайнеров, давая возможность быстро преобразовать помещение в культурный кластер, ведь для этого не требуется каких-то сложных технических решений.

По тем же причинам многие эксперты говорят и о предпосылках для переделки промзоны в жилые помещения типа «лофт» (от англ. «loft» — чердак, галерея). Все индустриальные особенности бывших цехов (большие трубы, кирпичные стены, окна в пол и т.п.) отлично вписываются в этот стиль и почти не требуют доработки. Расположение таких квартир в городе сделает их ещё привлекательнее для покупателя и быстро окупит все вложенные средства.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.