Представьте себе приложение, аналог известного всем Airbnb, которое служит для обмена информацией не о домах и квартирах, а о свободных переговорных комнатах в муниципальных зданиях вашего города.

Такое приложение в начале следующего года будет доступно жителям Амстердама: с его помощью можно будет получать оперативные данные о загрузке 15 переговорных комнат, расположенных в офисах местных муниципалитетов по всему городу. Эти помещения город предлагает желающим в краткосрочную аренду и, например, некоммерческие социально ориентированные организации смогут пользоваться ими в своих интересах бесплатно. В дальнейшем по этой же схеме можно будет арендовать муниципальный легковой транспорт и некоторые виды принадлежащего городу переносного оборудования.


Организаторы проекта обратили внимание на то, что переговорные комнаты в помещениях муниципалитетов значительную часть времени никак не используются, хотя спрос на временные помещения есть. Город, который славится бережным отношением к пространству, счел такое положение дел пустой тратой ценного ресурса.

Но, чтобы не составлять ненужной конкуренции компаниям, работающим на рынке коммерческой аренды недвижимости, было решено открыть доступ к муниципальным переговорным комнатам только организациям социальной направленности.

Для начала, город проведет инвентаризацию подходящих помещений в муниципальных офисах. По мере того, как она будет идти, количество площадок, доступных для безвозмездной аренды, будет расти. Расходы по содержанию помещений по-прежнему несет город. Впрочем, с арендаторов все же планируется взимать символическую плату в том случае, если они занимают помещение во внерабочее (для муниципалитета) время.

Предполагается расширять этот проект, включая в него другие виды городского имущества, например, муниципальный транспорт. Правда, для этого нужно будет переоборудовать автомобили и установить на них системы дистанционного управления центральным замком и системой зажигания, например, со смартфона (такие решения некоторые каршеринговые компании, в том числе и в России, а для некоторых автомобилей они могут стать стандартными). Впрочем, в некоторых автомобилях, которые используют муниципальные служащие в Амстердаме, эта функция уже есть. Эти машины также планируется сдавать в аренду в социальных целях.


Долевая экономика в муниципальном хозяйстве

Опыт Амстердама — хороший пример того, как город может использовать модель долевой экономики, основанной на коллективном пользовании товарами и услугами.

Модель долевой экономики успешно используют в бизнесе уже упомянутый нами Airbnb или Uber. Можно привести множество примеров долевого использования частной собственности гражданами: кто из нас откажет приятелю в просьбе дать ему на время перфоратор?

Но эта модель и для муниципалитетов открывает новые возможности. Амстердам — один из нескольких десятков городов мира, где целенаправленно включают принципы долевой экономики в повседневную жизнь. Здесь верят, например, что долевое использование тех же автомобилей окажет позитивное влияние на экономику и экологию города, а значит повысит качество жизни горожан.

Под эгидой муниципалитета реализуются и другие пилотные проекты долевой экономики. К примеру, новые жители города могут получить доступ к платформе Peerby, через которую можно арендовать инструменты и вещи, необходимые для благоустройства квартир. Есть платформы, которые позволяют пожилым и малоимущим жителям города дешево либо бесплатно посещать концерты и выставки; автовладельцам — получать информацию о свободных местах на парковках и так далее.

Как можно заметить, город использует долевую экономику прежде всего для решения социальных задач, расширения доступа горожан к социальным благам.

Похожие программы, согласно которым муниципальные органы бесплатно на время предоставляют свои ресурсы социально значимым проектам, существуют не только в Нидерландах. Например, в Германии город Штутгарт безвозмездно предоставляет помещения для собраний местному фотоклубу и другим клубам по интересам.

Долевая экономика в России

Примеры, когда муниципальные помещения и оборудование предоставляются в безвозмездную краткосрочную аренду для общественных нужд, есть и у нас.

Не только в столицах, но и в небольших городах с вопросом об аренде помещения на короткий срок можно обратиться в муниципальную библиотеку, местный клуб или в школу (в последнем случае нужно заручиться согласием собственника — местной администрации и помнить об ограничениях по времени).

Правда, желающему снять эти помещения придется побегать: нужно искать информацию о помещениях и их собственниках; выяснять, когда эти помещения свободны; договариваться с их пользователями и собственниками; оформлять договор, что требуют не всегда, но часто. Все это усложняет задачу.

В Москве, например, ее частично уже решили. НКО социальной направленности могут получить помещение во временное пользование в одном из 13 Ресурсных центров, задача которых — обеспечивать связь между властью и социальными НКО и оказывать им поддержку и консультативную помощь, в том числе по юридическим, финансовым и другим вопросам. Есть такие ресурсные центры и в ряде других регионов.


Но настоящий переворот произошел на самом деле в Москве, когда был открыт сервис онлайн-бронирования общественных пространств Ресурсных центров. Данные обо всех помещениях, доступных для бронирования, вместе с инструкцией по бронированию размещены в открытом доступе по адресу дом.со-нко.москва. НКО могут использовать для работы как обычные переговорные комнаты и рабочие места, так и презентационные залы и залы для проведения крупных мероприятий.

По данным Правительства Москвы, в 2015 г. загрузка свободных помещений составляла всего 9%, а после запуска сервиса онлайн-бронирования в 2016 г. — уже 73%.

Введение свободного онлайн-бронирования помещений увеличило посещаемость Ресурсных центров в Москве в 7 раз.

Фантазируя, можно представить себе создание у нас в стране аналогичного сервиса аренды автомобилей и автобусов для социально ориентированных НКО — безвозмездно или по символической стоимости.

Не секрет, что многие машины в автопарках муниципальных органов, в течение рабочего дня задействованы мало и, бывает, простаивают весь день. Их использование регламентируют положения, которые утверждают главы администраций. Однако эти документы стандартно запрещают перевозку пассажиров, не являющихся сотрудниками администрации (исключая ее гостей); грузов, не принадлежащих администрации, и вообще — использование машин в целях, которые не связаны с исполнением сотрудниками своих прямых обязанностей. Ограничения связаны с требованиями финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств, их нарушение может быть квалифицировано проверяющими организациями как нецелевое использование средств.

Но возможно, муниципалитетам стоило бы подумать о закреплении транспорта за ресурсными центрами, чтобы упростить их использование социально ориентированными НКО. Машины нужны им часто, но не постоянно, и можно сделать так, чтобы они использовались только по прямому назначению: для развоза помощи нуждающимся, перемещения подопечных лиц, включая маломобильных граждан и так далее. Современные технологии позволяют контролировать перемещение автомобилей. Нужны изменения в законодательстве.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.