Проблема
Когда-то автомобиль был мечтой каждого советского человека и не доставлял проблем городским властям, но те времена быстро прошли. Личный транспорт больше не символ комфорта и роскоши, это даже больше не средство свободного перемещения - ведь из точки А в точку Б, где запарковаться будет большой проблемой, автовладелец долго и мучительно добирается по пробкам. Но вот что интересно: забитые машинами дворы, перегруженные дороги, пробки, чудовищная загазованность воздуха - все эти проблемы далеко не всегда очевидны для горожан и чиновников или они не готовы решать их самостоятельно.

Первые упорно продолжают копить на новую машину для каждого члена семьи, парковаться от безысходности на газонах, детских площадках и в других запрещённых местах, отправляться на автомобиле в соседний магазин и тому подобное, вторые - не делают шагов к будущему, не согласовывают велодорожки, не поддерживают коммерческие проекты проката велосипедов, не устанавливают велопарковки, не разрабатывают систему преимуществ двухколёсного транспорта перед четырехколесным.


Проблема в сознании людей, которые, в массе своей, ещё не готовы отказаться от старой и изжившей себя советской мечты о верном автомобиле - с одной стороны, и в отсутствии комплексного подхода - с другой.

Решение

Решение проблемы лежит в комплексе мер, которые вытекают одна из другой, поддерживают и дополняют друг друга.

1. Обозначение проблемы для населения и обоснование перемен
Велосипеды уже прочно вошли в нашу жизнь - достаточно посмотреть, как процветают магазины, их продающие или сколько велосипедистов выезжают на улицы города в дни велофестивалей или на открытие велосезонов. Однако велосипед продолжает рассматриваться горожанами как развлечение для вечерних прогулок, для семейных выездов в выходной день или как спорт после работы, но никак не в качестве основного средства передвижения. Что делать, чтобы люди всерьёз рассмотрели возможность поездки на работу на велосипеде? Провести ряд общественных мероприятий.

Например, год назад латвийские велосипедисты нашли эффектный и простой способ обратить общественное внимание к проблеме перенаселённости дорог: в рамках всемирного дня без автомобиля, на улицы латвийской столицы выехали велосипедисты в своеобразных «корпусах» автомобиля.


Акция наглядно демонстрировала сколько места на дороге занимает автомобиль, который перевозит лишь одного человека, как это влияет на трафик и насколько проще всем было бы, если бы люди делали выбор в сторону велосипеда. Фотографии необычной акции  разместило на своей официальной странице ВКонтакте и на сайте Lets Bike It (крупнейшем в Рунете сайте по популяризации велокультуры), после чего они мгновенно разошлись по соцсетям всей Европы и многих других стран. Саркастичная абсурдность одинокого офисного работника, занимающего почти пять квадратных метров дороги заставила людей задуматься о своих привычках и переосмыслить их - и сейчас, год спустя, Латвийские власти отмечают положительную тенденцию и все более частый выбор горожан в пользу велосипеда для поездок на работу.

2. Доступность, комфорт и льготы для велосипедистов

Чтобы горожане действительно пересели на велосипеды, перемещение на них должно быть комфортным, доступным и обладать выгодой для конкретного человека. Здесь, конечно же, говорим о велодорожках, специальных велосветофорах (посмотрите, как эту проблему, опять же с точки зрения борьбы с пробками, решили в Голландии), парковках для велосипедов (читайте в следующих выпусках о вариантах безопасных, недорогих и эффективных против воров и вандалов городских велопарковках), развитой сети проката (когда можно взять велосипед в одном месте, а сдать в другом) и системе льгот для велосипедистов.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.