Как известно, нет ничего сложнее простых вещей, как нет и ничего более важного. Нас окружают простые вещи, наша работа и быт наполнены ими и составлены из них — и то, что мы их чаще всего не замечаем и о них не задумываемся, лишь причуда сознания, не считающего простое значимым. Но попробуйте-ка удалить из своей жизни авторучку или наручные часы, самый обычный телефон или булку хлеба, которую покупаете по пути домой вечером — и во что жизнь превратится? Та же проблема с объявлениями.

Объявления — для жильцов дома, посетителей магазина, прохожих, проезжих, да кого угодно! — штука предельно простая. Здесь есть элементарная информация, которую необходимо сообщить: например, что завтра будет отключена вода. Есть конкретные люди, которым эту информацию сообщить необходимо: в данном случае жильцы, водой пользующиеся. И есть форма, которая тоже по возможности должна быть максимально простой: не в том смысле, что обязательно лист бумаги с крупными буквами (объявления ведь всё чаще «вешают» и в соцсетях, и на веб-сайтах), но в том смысле, что текст должен быть читающему понятен.

И вот если с первыми двумя составляющими обычно порядок, то с формой отчего-то вечная беда. Впрочем, почему «отчего-то»? Именно оттого, что сделать простое правильно очень трудно!

Не стоит и рассказывать, как часто объявления, вместо того, чтобы прояснить ситуацию, напротив, напускают туману. Причин тут две. Во-первых, многие люди физиологически неспособны излагать мысли ясно. В этом нет ничего постыдного, кстати: кому-то дан хорошо подвешенный язык, а кому-то, например, золотые руки, но редко когда то и другое сразу. Но и есть и другая причина: информация в объявлении должна быть минимальной, но исчерпывающей — о чём не всегда помнят те, кто объявление составляет.

Возьмите всё тот же пример с водой. «Уважаемые жильцы! В среду не будет холодной воды». В одном подъезде или во всех сразу? Когда именно начнётся отключение и как долго продлится? В чём причина: плановый ремонт или авария на трассе? Всё это совсем не шутки, потому что получивший неполную информацию человек по умолчанию предположит худший вариант. В данном случае он представит, что будет не в состоянии, простите, даже смыть в туалете перед уходом на работу, а потому предпримет дополнительные действия: вероятно, позвонит диспетчеру, чтобы проблему прояснить.

На этом примере видно, как объявление, вместо того, чтобы облегчить ситуацию, её усугубило, создав новые трудности для всех. Оно заставило излишне волноваться жильцов, а ещё породило новую работу для сотрудников управляющей компании или ЖКХ-специалистов, обслуживающих дом (ведь диспетчеру придётся потратить время для ответа на звонок). Всего этого можно было бы избежать, если бы объявление было составлено правильно. Но раз уж этого так сложно добиться самому, почему бы не использовать «заготовку-трафарет», составленную теми, кто в составлении объявлений хорош?

Объявление обычное (слева) и правильное (справа).
Именно коллекцию таких заготовок, собираемую одним хорошим человеком (Максим Ильяхов) мне посчастливилось обнаружить на днях. На данный момент она насчитывает уже полторы дюжины замечательных образцов и продолжает пополняться. Если вы чувствуете, что не в силах написать правильное объявление самостоятельно, просто загляните сюда и позаимствуйте готовый образчик. Вы можете изменить его под свои условия, а потом распечатать на листе A4 (либо дать ссылку на коллекцию вашей управляющей компании или активистам ТСЖ). Такое объявление может быть и не будет самым оригинальным, зато точно выполнит свою задачу: донесёт до людей полезную информацию. И люди будут вам благодарны.

Ну, а если вы всё-таки пожелаете писать самостоятельно, вам пригодятся следующие правила, которые я тоже отчасти позаимствовал у Максима.

1 Заголовок.
Заголовок не обязан быть профессионально коротким и кричащим, как в теленовостях или газете. Скорее даже наоборот: лучше пусть он будет длинным, зато понятным. Постарайтесь вынести в него всю ключевую информацию. Например: «Не паркуйтесь здесь в понедельник и вторник, идёт уборка территории!». Длинно, но ясно.

2 Пишите как хорошему другу.
Объявление должно быть написано, что называется, человеческим языком. Не нужно скрытой агрессии, ибо насилие порождает насилие — вашим читателям захочется сделать вам больно в ответ. Не стесняйтесь даже проявить заботу — ведь речь скорее всего пойдёт о вещах неприятных, требующих от людей изменить своё поведение хотя бы на короткий срок. Но и не пытайтесь спрятать неприятное за лишними словами: например, вместо «убедительная просьба» лучше будет написать просто «просьба».

Отсюда: не «Работает эвакуатор», а «Пожалуйста, заберите свою машину до 9 утра, чтобы мы смогли выполнить нашу работу». Не «Вымойте за собой», а «У нас принято мыть за собой посуду, уборщицам это делать запрещено».

3 Дайте всю необходимую информацию.
Прежде чем писать объявление, подумайте, как сделать это так, чтобы не упустить важных деталей. Кроме того, постарайтесь предоставить читателям достаточно информации, чтобы они почувствовали себя компетентными: если они будут разбираться в вопросе, то смогут хорошо передать информацию другим, то есть помогут её распространению.

Поэтому не «Света не будет, потому что мы так сказали», а «Из-за ремонта на подстанции завтра не будет электричества. После ремонта у подстанции повысится мощность и мы сможем пользоваться кондиционерами летом без (всем надоевших) отключений».

4 Не запрещайте, а помогайте.
Объясните людям последствия и предложите варианты. Одного лишь запрета обычно недостаточно: «Не бросайте бумагу в унитаз». Вместо этого стоит пояснить, в чём проблема и предложить помощь: «Канализация у нас старая, может засориться, поэтому бросайте, пожалуйста, бумагу в корзину, а если она переполнилась, звоните мне по номеру aa-bb-cc и я сразу приду. Ваша уборщица».

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.