Проблема контроля за качеством строительства и ремонта дорог в нашей стране продолжает носить достаточно острый характер. В данной связи в разных регионах страны прорабатываются различные варианты осуществления надзора за работой подрядчиков со стороны общественности. Одним примеров наиболее успешного взаимодействия между органами власти и активистами в этом плане является Пермский край.

В Перми система общественного контроля за расходованием бюджетных средств и качеством дорожного ремонта действует уже несколько лет. На самом деле регион стал первым субъектом России, где был принят региональный закон об общественном контроле. Это произошло еще в декабре 2011 года, за несколько лет до появления федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принятого в 2014 году.

В рамках внедрения закона в жизнь здесь создали рабочую группу при Общественной палате по общественному контролю за расходованием бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог г. Перми и Пермского края, и качеством выполнения работ, разработали и утвердили методику проведения данного общественного контроля.

Общественные наблюдатели включаются в регионе в состав приёмной комиссии каждого объекта ремонта. Без их положительного заключения не подписывается ни один акт приемки дорог. 

Работа активистов регулярно и полно освещается местными СМИ, а власти в лице краевого министерства транспорта, в свою очередь, предоставляют общественникам подробные списки планируемых к ремонту объектов.

Одной из основных проблем, с которой столкнулись пермские общественники, было слишком позднее уведомление о приемке от подрядчиков – лишь за день до процедуры. Это создавало активистам определенные сложности, так как большая часть инспекторов постоянно работают и не могут резко изменить свои планы. В настоящее время схему удалось изменить, и теперь о приемке объявляют уже за три дня до ее проведения.


С апреля 2017 года в крае в тестовом режиме начал работу интернет-портал «Управляем вместе». Ожидается, что с его помощью местные жители смогут получать информацию о ходе реализации программы развития края, иметь возможность «пожаловаться» на недобросовестных подрядчиков и предложить новые объекты для благоустройства. На начальном этапе на сайте можно только узнать о том, какие дороги планируется построить и отремонтировать в этом году (335 дорог региона), а также ознакомиться с планами по благоустройству дворов и парков в крае.

На портале размещена карта Пермского края, на которой пока отмечены только эти три типа объектов. По каждому объекту предоставлена информация о сумме выделенных средств, перечне проводимых работ и сроках их завершения. В перспективе сюда же планируется подгружать проектную документацию и фотографии процесса работ.

Со временем жители края смогут оставлять жалобы на портале, если заметят срыв сроков или недобросовестное выполнение работ. Обращения жителей региона власти обещают отрабатывать в течении 5-10 дней в зависимости от сложности вопроса.

Для того, чтобы оставить на портале жалобу или комментарий, пользователю необходимо зарегистрироваться, причем это можно сделать как под своим именем, так и под ником. В дальнейшем регистрация позволит местным жителям принять участие в голосовании на выбор объектов для благоустройства на последующие годы.

Следует отметить, что в масштабах всей страны работу по привлечению граждан к вопросам контроля ситуации с качеством дорог ведет Общероссийский народный фронт. С 2016 года под эгидой ОНФ осуществляется проект «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», который, как заявлено, нацелен как раз на участие граждан в формировании дорожной политики в регионах и улучшении качества дорог. В качестве главной задачи проекта указывается осуществление ремонта дорог на местном уровне с учетом мнения граждан и устранение дорожных дефектов, влияющих на аварийность.


Актуальность проекта обусловлена недовольством жителей неудовлетворительным состоянием дорог, высоким уровнем аварийности на трассах, а также невозможностью для водителей оперативно сообщить о дефектах дорожного покрытия и необходимости их устранения. Отмечается, что при планировании дорожных работ региональные и местные власти часто вообще не учитывают мнение граждан. В результате в планы ремонта попадают те дороги, которые считают нужным отремонтировать чиновники, а не общественность.

Кроме этого, в ходе проведенной в 2014-2015 годах предварительной подготовительной работы, в рамках которой активисты фронта изучили состояние трасс в разных частях страны, выяснилось, что в разных регионах сильно отличаются гарантийные сроки устранения подрядчиками дефектов при дорожном строительстве. В зависимости от субъекта Федерации этот срок может составлять от двух до пяти лет.

В основу проекта заложена интерактивная карта, которая формируется самими гражданами. Для нанесения на интерактивную карту проблемного участка дороги необходимо сфотографировать его и разместить фото на сайте dorogi-onf.ru. На этом же сайте любой пользователь может проголосовать за тот участок дороги, где, по его мнению, ремонт необходимо осуществить в первую очередь.

На основании полученной от граждан информации активисты фронта проводят инспектирование проблемных улиц, после чего рассылают обращения в адрес региональных и местных властей, подразделений ГИБДД, организаций дорожного строительства и так далее.

Для освещения деятельности активистов и привлечения внимания к дорожным проблемам активно задействуются СМИ.

В настоящий момент на карту нанесено 12 с половиной тысяч участков проблемных дорог по всей стране, общей протяженностью более 13 тысяч километров. В голосовании приняли участие более 130 тысяч граждан страны.

В рамках проекта также при участии Росавтодора планируется запустить ориентировочно с июня 2017 года специальное мобильное приложение, с помощью которого граждане смогут отмечать проблемные участки и отправлять властям свои отзывы и замечания по ремонту дорог. В настоящее же время такую информацию можно направлять через мобильные приложения лишь в ряде российских регионов, в частности, в Москве (проект «Мой город Москва»), Подмосковье («Дороги Подмосковья»), Санкт-Петербурге («Красивый Петербург»), Ульяновске («Профессиональный гражданин») и некоторых других.

Нельзя не отметить прогрессивный характер пермской инициативы – здесь не стали ждать, пока на проблемные моменты с дорогами в крае начнут обращать внимание другие. Власти края предпочли активный подход, если не взяв таким образом деятельность активистов под контроль, то по крайней мере предприняв усилия по максимальному снижению негативного пиар-эффекта, который несомненно возник бы, если бы на проблемы с дорогами в регионе начали обращать внимание со стороны.

Данный аспект приобретает особую важность в свете того, что целый ряд российских регионов в 2017-2018 годах должен получить на условии софинансирования серьезные суммы из федерального бюджета в рамках государственного приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Ожидается, что в результате реализации проекта, на который из госбюджета выделено 30 млрд рублей, в 38 крупнейших городских агломерациях страны доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, составит не менее 44%, а к 2015 году этот показатель должен вырасти до 85%.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.