В жизни каждого муниципального поселения быстротечные, хоть и неизбежные, чрезвычайные ситуации – такие, как поиск пропавших, сменяются длительными периодами повседневной рутинной работы – такой, как осмотр и диагностика инженерных коммуникаций, несущих конструкций и кровель… Сейчас появляется интересная возможность использовать и в поисково-спасательных, и промальпинистских работах отечественного робота ДУС разработки Томского университета.

Тульская область – одна из самых небольших, и самых промышленно освоенных в России – индустриализация началась здесь еще в семнадцатом столетии, с железоделательных и пушечных заводов Виниуса и Мартелиуса. Машины их приводились в действие водой, а руду плавили и железо восстанавливали древесным углем. Да так успешно, что к началу восемнадцатого столетия Демидову уже пришлось перебазировать металлургию на Урал – леса по Засечной черте были сведены почти начисто.

Так что, заблудиться в Тульской области надо суметь. Но – у людей получается. Приедет дачник, пойдет в лес – а находят его только через несколько дней холодным, после длительных и дорогостоящих поисков, организованных местными властями и силами МЧС. Компанию грибников, панически позванивающих с быстро теряющего заряд телефона, находят живыми, и успевают помочь тому, кому от страха прихватило сердце. А вот гадючий укус – численность ползучих тварей в природе сильно колеблется, с периодичностью описываемой уравнениями Вольтерра-Лотки – кончается плохо, своевременно доставить в больницу не успевают.

И это – всего лишь несколько случаев из произошедших за один-единственный сезон в регионе, где казалось бы – не тайга ведь, не тундра! – таких случаев быть не должно. И даже на поиски подавляющего большинства потерявшихся – а узнают и вспоминают лишь о трагически закончившихся или уж очень чудных происшествиях – расходуются силы и средства из местных бюджетов, отвлекаются от основной работы сотрудники и машины. И все это неизбежно – опытный охотник, даже когда идет летом «по перу», и экономит каждый грамм – самое легонькое ружье, брезентовые патронташ и ягдташ – берет с собой и тритиевый, светящийся в ночи, компас, и пару зажигалок, и большую финку-леуку, которая заменяет топор, позволяя нарубить сушняка и на подстилку, и на костер…

А у грибника случайного ведь не будет в кармане телефона высокозащищенного класса IP-67 c мощной батареей. Такая штука в обрезиненном двойном корпусе из прессованного эбонита способна пережить почти все жизненные коллизии, в которых выживет ее владелец. Только вот беда – она дорога, да и не нужна в городской жизни – не положишь такой телефон в карман костюма, не говоря уже о летней рубашки, и в дамской сумочке «кирпич» вряд ли нужен. И – решает проблемы «потеряшек» только в Центральной России, там, где территория накрыта почти сплошным сигнальным полем.

Да что там говорить – могут быть неприятнейшие ситуации и в самом центре города. По первому, хиленькому ледку, кто-то частенько захочет пробежаться, окунувшись там, где ледок этот особенно тонок. Или – весенние рыбаки на льдинах, или на том же истончившемся льду. Сами не выберутся, посылать человека с леером – риск для спасателя, да еще крупный мужик сам, своим весом, лед этот сокрушить может. Вертолеты, суда на воздушной подушке – дороги они, мало их. И вещи такие в значительной части нашей страны неизбежны – территория громадная, рельефы сложные, климат суровый…

Так что, весьма обоснованной выглядит идея разработчиков из лаборатории систем технического зрения факультета инновационных технологий Томского государственного университета – они, вместе с ООО «Техномаг», создали роботизированную платформу повышенной проходимости, которая может использоваться для решения различных проблем, с которыми сталкиваются власти на местах и государственные службы. Например, для выполнения поисково-спасательных работ, или для обследования состояния объектов городской инфраструктуры.

«Царь-танк» Николая Лебеденко с гигантскими колесами – своеобразный предшественник ДУС.
Для этого роботу ДУС, дистанционно управляемой системе, придали главное свойство – низкую нагрузку на грунт. Именно благодаря этому он способен двигаться по снегу, болотистой почве, тонкому льду. А какая, всем известная машина, имеет такое свойство? Правильно, танк! Но проползающие нас танки (как и трактора, и используемые «на Северах» вездеходы…) гусеничные. Но был в инженерной истории нашей страны созданный в 1915 году Николаем Лебеденко – при участии двух великих авиадвигателистов, теоретика Стечкина и конструктора Микулина – «Царь-танк», с двумя гигантскими колесами, которые должны были обеспечивать вездеходность и низкое давление на грунт.

Вот эта-та экспериментальная машина и может рассматриваться как один из прообразов ДУСа. А есть и другой прототип в нашей истории. Лежит на Красной площади в братской могиле товарищ Артём, бывший студент МВТУ и создатель Донецко-Криворожской республики Фёдор Сергеев. Погиб он 24 июля 1921 года на перегоне Тула-Москва при испытании аэровагона изобретателя-самоучки Валериана Абаковского. По сути это была дрезина, легковое рельсовое шасси с обтекаемым кузовом, приводимое в движение авиамотором с воздушным винтом.

Аэровагон изобретателя-самоучки Валериана Абаковского..
Сочетание воздушного винта и обтекаемого корпуса позволило аэровагону достичь скорости в 140 км/час. Но изношенный за годы Мировой и Гражданской рельсовый путь на такие скорости рассчитан не был – получивший систематическое образование инженер-путеец это бы знал, но шофёр Абаковский в эти тонкости посвящен не был. В Тулу съездили нормально, но на обратном пути аэровагон сошел с рельсов; 7 из 22 пассажиров, включая изобретателя, погибли.

Представители «белой» части нашего общества любили технические новшества не меньше «красных» – вот на аэросанях катается великий князь Кирилл Владимирович. Кожух вокруг тянущего воздушного винта увеличивал тягу..
Действительно, рельсы обеспечивали низкое трение, но должны были быть в безукоризненном состоянии. А вот лед или снег позволяли двигаться с низким трением по обширной поверхности – умеренные кочки и ухабы не страшны, подпрыгнул – и приземлишься опять. Поэтому-то профессор Бриллинг и инженер Кузин строили для РККА именно аэросани модели «Бе-Ка». Используют службы МЧС аэросани и ныне.

Создатели ДУС со своей машиной. Колеса, как у «Царь-танка»; винты, как у аэросаней; энергетика и управление, как у дрона – а в результате новое качество..
А вот робот ДУС, объединив черты известных машин, приобрел новое качество. Энергетика и двигатели с воздушными винтами, как у всем известных дронов, заключены в здоровенные относительно корпуса, колеса. В итоге – тяга создается как у аэросаней. А вот колеса дают возможность катиться и по снегу, и по болотцу. Иногда – расходуя энергию – можно и полетать. Но экономнее ж опираться на колеса, чем на воздух… Робот ДУС может транспортировать 15 кг груза – вполне достаточно, чтобы доставить горе-рыбакам спасательный леер. Или катить по болотцу или леску, заглядывая под кусты, ища пропавших грибников…

При нужде ДУС может летать, но экономичней и грузоподъемней ему кататься…

А вспомним про гибель Артёма с товарищами – их погубила изношенная инфраструктура. Но ведь сколько надежно функционирующих объектов – ЛЭП, газопроводов, водоводов, крыш и кровель нужно для нормальной обыденной жизни каждого муниципалитета? А робот ДУС может постоянно контролировать их состояние, чаще катаясь, временами подлетая (например, разглядывая в тепловизор качество швов панельных домов). Потенциально весьма полезная в хозяйстве машина!

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.