Лето 2017 года в центральной России холодное. Но жаркие дни выпадают тоже, хоть и изредка. А жарким днем совсем не лишне несколько раз принять горячий душ. А в холодные – хорошо забраться в горячую ванну. И для всего этого нужна горячая вода. А ее летом в домах с централизованным горячим водоснабжением традиционно отключают на профилактические ремонты. И вот когда ремонт такой затягивается, граждане порой прибегают к весьма оригинальным способам борьбы за свое право ходить чистыми…

Новости о московской реновации идут постоянно и вызывают изрядный интерес всей страны. Но они, как правило, касаются правовых аспектов – например, того, что мэрия Москвы назвала голосование по реновации «обсуждением общественных проблем». То, что голосование не влечет прекращения права собственности, аренды, ипотеки, очень важно. Постановление о порядке голосования не порождает никаких прав и обязанностей для граждан, поэтому его нормы не могут нарушать право на частную собственность, гарантированную статьей 35 Конституции РФ. Это принципиально важно!

Многие из не желающих реновации просто хотят сохранить удобную колонку…

Но важность эту осознает небольшая часть населения. А вот один из мотивов противников переезда из пятиэтажек вроде бы не назвал никто. А мотив этот очень прост и понятен каждому. И называется он – нежелание лишаться горячей воды летом, хоть и на пару недель. Если у тебя газовая колонка, проточный водонагреватель или компактный бойлер, накопительный газовый водонагреватель, горячая вода у тебя есть всегда. А вот центральное горячее водоснабжение чревато профилактическим ремонтом. И вот об этом, похоже, забывают те, кто живет в коттеджах и квартирах с автономным отоплением.

То есть привычная возможность в любую минуту получить горячую воду из колонки или компактного бойлера для обитателей пятиэтажек крайне ценна. А они ее лишаются… Такая мелочь порождает широко тиражируемые социальные конфликты. Несмотря на то, что перерывы горячего водоснабжения на регламентный ремонт довольно серьезно оговорены в действующем законодательстве, а именно – в документе под названием «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09».

Пункт «3.1.11. В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

На период ремонта объекты повышенной эпидемической значимости (больницы, интернаты, школьные и дошкольные учреждения и т.д.) подлежат обеспечению горячей водой от собственных резервных источников, что должно предусматриваться на стадии разработки проекта.»

То есть каждый гражданин, каждый муниципальный и региональный служащий должен знать, что максимальный перерыв в централизованном горячем водоснабжении не должен превышать две недели. Четырнадцать суток – больший перерыв незаконен. Допускающие больший перерыв должны наказываться штрафными санкциями, с них должны взыскиваться значительные компенсации морального ущерба (прокурорские и судейские, кстати, сами в большинстве живут в домах с централизованным горячим водоснабжением).

Город Клин Московской области. Дом-музей П.И.Чайковского.

Но судейская процедура – дело небыстрое. А горячей воды хочется вовремя – ну, утомительно мыть детей из тазика, а посуду из кастрюльки… И вот в Клину, городе Московской области, известном значительной части страны благодаря дому-музею Петра Ильича Чайковского, нашли весьма любопытный способ понуждения коммунальщиков к своевременному включению горячей воды.

Началось все с того, что 13 июня 2017 года в многоэтажных домах Клина отключили на регламентный ремонт системы горячего водоснабжения. 13 + 14 = 27, арифметика простая, но в последний законный день, отведенный на ремонт, воду не включили… Причем – не по техническим причинам. Как пояснил ТАСС замглавы министерства ЖКХ, «задолженность частной котельной составляет несколько миллионов рублей. Она накопилась из-за того, что компания распределяла деньги, собранные с жителей за коммунальные услуги, не целевым образом, в частности, погашала на них кредит»…

Ну а ресурсоснабжающие организации, долги перед которыми фирм-посредников в сфере ЖКХ перевалили за триллион еще летом прошлого года, естественно, должников не любят… Газоснабжение котельной было остановлено. Так что вожделенного включения горячей воды в срок не произошло. Не было ее и на следующий день, и днем позже… В результате почти 4,5 тыс. жителей в 33 многоквартирных домах остались без горячей воды. Удовольствие довольно сомнительное и возникшее без вины горожан, исправно плативших за коммунальные услуги.

И, кстати, ситуация абсолютно незаконная. У абонентов горячего водоснабжения, жителей многоэтажек, никаких задолженностей за предоставленную услугу не было. Но не было и горячей воды. Тогда жильцы, возможно вспомнив известную историю в Пикалево, где жители спасли градообразующее предприятие, перекрыв дорогу, прибегли к аналогичному приему. Они тоже перекрыли дорогу. И не какую-нибудь А114, Вологда–Новая Ладога, а саму «Ленинградку», федеральную трассу М10, аккурат на 77 километре которой Клин и стоит.

Вот такую картинку можно было видеть на телеканале ТВЦ – жители Клина перекрывают «Ленинградку»…

Отметим, что действия эти вполне подпадают под Статью 20.18 КОАП РФ «Блокирование транспортных коммуникаций». Которая «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей». Однако никаких мер к гражданам принято не было, а наоборот, «власти Московской области вечером в понедельник восстановили подачу горячей воды в подмосковном Клину, где из-за задолженности была отключена частная котельная и без горячего водоснабжения остались около 4,5 тыс. человек в 33 многоквартирных домах».

То есть мы видим, что граждане для реализации своего законного права на получение коммунальных услуг воспользовались методом, хоть и традиционно проходящим по арсеналу ненасильственных действий, но причиняющим неприятности другим гражданам, никак не виноватым в сложившейся ситуации… Просто надеявшимся приехать куда-либо вовремя. Поведение властей, воспринявших ситуацию как способ сообщения об имеющем место правонарушении, а не как нарушение закона, тут надо признать заслуживающим позитивной оценки. И хорошо то, что первоначальное правонарушение было оперативно устранено.

Но вот в чем его первопричина? Так что мы читаем на новостных лентах – «Тверской губернатор сообщил Путину о проблемах с оплатой водоснабжения в регионе». Глава региона жаловался на то, что коммунальщики уводят деньги за рубеж… Жаловался президенту – видимо другие средства, прокуратура и СК, финмониторинг и валютный контроль не срабатывают. Так М10 пробегает и через Тверскую область –как-бы граданам не пришлось привлекать внимание к своим коммунальным проблемам «клинским методом»…

Правильный вариант решения коммунальных споров есть один – судебный. Только он дает возможность решить проблему без создания проблем посторонним. Но в суд кто-то должен обратиться – и обратиться оперативно. Так почему бы гражданам и муниципальным служащим не озаботиться своевременно, не дожидаясь клевка жареного петуха, этой проблемой? Почему бы гражданам, которые собственники жилья и члены ТСЖ, не озаботиться тем, чтобы проследить, как идут их платежи? А служащим не создать удобный формат предоставления гражданам информации о прохождении этих платежей и не составить шаблоны для оперативной подачи заявлений в прокуратуру и исков в суд?

Бюрократично и хлопотно? Но другого варианта нет… И поверьте, как только граждане начнут интересоваться своим ЖКХ, вникать и в суммы денег, и их движение, они увидят, что это много интереснее конфликтов в Сирии и Украине и куда полезнее с точки зрения организации нормального быта… 

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.