Разговоры о переводе системы ЖКХ на так называемые «умные устройства» ведутся уже лет пять. Но лишь за последний год они стали достаточно громкими, чтобы спровоцировать в некотором роде панику — как среди потребителей услуг, так и среди тех, кто в той или иной степени за их предоставление отвечает: муниципалитеты, управляющие компании, правления ТСЖ. Тон сообщений на форумах я бы охарактеризовал именно как испуганный. Но и что удивительного? Ведь среднестатистический россиянин пока ничего об «умном ЖКХ» не знает, а популярные СМИ подливают масла в огонь — жонглируя терминами, но ничего по сути не объясняя (вот пример такого репортажа).

Наблюдать за этим не очень-то приятно, особенно если имеешь отношение к теме — а мне, как техническому журналисту, периодически доводится писать об эволюции «умных» вещей. Так что я решил провести короткий ликбез. Во-первых, объяснить, что подразумевается под термином «умное». Во-вторых, показать на примерах, с чем из этого большинству россиян в ближайшие годы наверняка придётся столкнуться.


Прежде всего — сам термин. «Умным» принято называть любое электронное устройство, функционал которого выходит за рамки привычного. Взять, например, телевизор. Традиционно он только показывал телепередачи, принятые на антенну, и позволял переключаться с канала на канал. Но добавьте в его схему маленький компьютер — и он научится воспроизводить фильмы с «флэшки», подключаться к интернету и проигрывать ролики с YouTube, даже запускать какие-то свои приложения. Согласитесь, это большой шаг вперёд — и вот чтобы отличать такой телевизор от обычного, его и прозвали «умным».

Или взять наручные часы. Веками они лишь отсчитывали время — что механические, что электронные. Но добавьте в них крохотный компьютер — и они научатся показывать сообщения из социальных сетей, воспроизводить музыку, считать шаги и пульс. Получились «умные» часы!

И таких примеров в быту полно. «Умными» уже делают холодильники, стиральные машины, лампочки в люстре, охранные сигнализации, терморегуляторы и многое другое (вот, если интересно, подробный рассказ об истории и текущей ситуации с «умным» домом). Важно понимать, что принцип всегда один и тот же: в устройство добавляют маленький компьютер, благодаря которому «глупая железка» приобретает «интеллект». Ничего особенно хитрого, сложного в этом нет, да и характеристику «умное» принято ставить в кавычки, чтобы показать, что речь идёт лишь о подобии ума (на самом-то деле поведение таких устройств всегда ограничено программой, которая в них заложена). Но это безусловно удобно. Ведь «умная» электроника берёт на себя часть обязанностей, которые раньше лежали на нас, и тем облегчает нашу жизнь.

Всё рассмотренное выше относилось к устройствам, так сказать, для личного пользования. Но тот же принцип распространяется и на ЖКХ, где мы имеем дело с устройствами, применяемыми для предоставления коммунальных услуг. Поэтому не пугайтесь, когда слышите про какой-то чудо-продукт для системы ЖКХ, в названии которого фигурирует словечко «умный»: например, «умный» счётчик электричества. В него точно так же добавили микрокомпьютер и научили некоторым новым функциям.

Сложность тут главным образом в том, что список этих функций меняется от производителя к производителю: «умное» ЖКХ пока ещё слишком новая тема, и никаких стандартов здесь выработать попросту не успели. Вместе с тем уже определилось несколько направлений, в которых старые устройства точно станут менять на новые «умные». Я предлагаю вам три таких направления, но если вы знаете о других — милости прошу в комментарии! Буду признателен за добавления и правки.

1
Направление первое — это, конечно, счётчики всех сортов: электричества, воды, тепла. «Умный» счётчик внешне почти не отличается от классического, разве что вместо механических колёсиков вы, скорее всего, обнаружите в нём электронный дисплей. Самое простое, что они умеют делать — это вести учёт по нескольким тарифам: например, ночью и в выходные считать потребление электричества по одному тарифу, а днём в будни — по другому. Но они умеют также периодически (или постоянно) связываться с аппаратурой, устанавливаемой на дом или ближайшую электрическую подстанцию, и передавать туда текущие показания.


Это очень удобно: потребитель избавлен от необходимости списывать показания и сдавать самостоятельно. Удобно это и поставщику энергии: появляется возможность очень точно контролировать потребление на местах, выявлять незаконные подключения и мошеннические схемы обхода счётчика (вот хорошая история из жизни: как «умный» счётчик снизил потребление воды почти в 10 раз). Некоторые «умные» электрические счётчики умеют даже выключать подачу энергии по приказу из диспетчерской, что может пригодиться для ограничения предоставления услуг должникам. Выпускают такие приборы, например, подмосковный завод «Матрица» и предприятие «СТРИЖ Телематика».

2
Направление второе: домофон. За последние десять лет он стал привычным и обязательным атрибутом российских многоквартирных домов. Но как и всё старое, его можно сделать намного удобней, надёжней и функциональней, наделив «умом». «Умные» домофоны по виду опять-таки почти не отличаются от обычных, разве что оснащаются одной (встроенной) или несколькими (по периметру двора) видеокамерами. Что позволяет передать в квартиру не только голос, но и картинку от дверей: кто просится в подъезд? Если же хозяина нет дома, та же картинка может быть передана ему на смартфон по интернету. Заставить такой домофон открыть дверь, кстати, тоже можно с помощью смартфона, избавившись от ключа (который вечно теряется и легко подделывается).


«Умный» домофон становится и центром дворового видеонаблюдения. Снятое им видео можно сделать доступным всем жильцам опять-таки через интернет. Наконец, он в состоянии прислать родителям SMS о возвращении ребёнка, стать «доской объявлений» (воспроизводя новости ТСЖ на домашнюю трубку), даже позвонить в службу спасения. Что самое приятное, в обслуживании такой прибор не дороже обычного: сложная электроника стала дешёвой! А выпускаются «умные» домофоны, в частности, под хорошо знакомыми россиянам марками «РЕАЛ» и «ViZiT».

3
Наконец, третье направление, на котором планируется активное применение «умной» техники — это управление отходами. В данном случае прямого контакта жильцов с такой техникой нет, но вот местные власти могут от её применения выиграть значительно. Поправки к закону «Об отходах производства и потребления» (458-ФЗ), вступающие в силу как раз сейчас, требуют от городов разработать территориальные схемы обращения с отходами. И вместо того, чтобы строить их на бумаге, можно применить компьютерные комплексы, которые позволяют спроектировать и контролировать процесс легче и эффективней (как пример: наработки компании «Большая тройка»).

В частности, для нанесения на карту источников отходов, можно применить смартфон с работающим на нём специальным приложением. Как видите, в данном случае термин «умный» понимается в более широком смысле, чем в случае со счётчиками и домофоном, но выгода та же: применение «умной» техники избавляет от части рутинного труда.

И конечно, список «умных» решений в ЖКХ этим не ограничивается: обязательно будут ещё примеры. Важно помнить, что бояться нечего. Не такая уж она и умная, эта «умная» техника.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.