Космос – это что-то такое возвышенное, высокотехнологическое и далекое от повседневной жизни. Ну а низменней и обыденней мусора, который мы производим постоянно, и придумать что-то трудно. А оказывается, что космические технологии могут быть применены к такому обыденному делу, как вывоз твердых коммунальных отходов, и дать значительный эффект – не просто экономический, но и социальный.

2017 год – год юбилейный. Столетие Великой русской революции, как ее принято было называть. И оценки этого события в высшей степени полярны. Кто-то грустит по «хрусту французской булки», которая, кстати, на самом деле оставалось «французской» и лет тридцать после революции, будучи переименованной в «городскую» лишь в рамках «борьбы с космополитизмом». Кто-то радуется недолгим февральским свободам, кому милы социальные лифты, открывшиеся большевиками для рабочих и крестьян. Но очень и очень многие, расходясь в оценках большевиков, сходятся в одном…

В том, что Февральскую революцию учудили, погубив тем самым Великую империю, несколько сотен курсисток и студентов под началом думских масонов, при попустительстве имевшего свои виды на верховную власть генералитета. Протесты, заговор – и нет процветающего государства! Жандармы недоработали… А жандармы-то работали. Начальник Тульского губернского жандармского управления Николай Адольфович Йелита-фон-Вольский с осени 1916 обращал внимание всех инстанций на то, что получавшие очень и очень приличные зарплаты квалифицированные оружейники не могли купить хлеба для своих семей. 


Вот это волновало народ! Не пропаганда большевиков (в Туле их, судя по выставке в местном архиве, было двое, и мальчик был заблаговременно выслан «в места отдаленные», а девочка – «в места не столь отдаленные»…). Не немецкие агенты – о них вообще ничего не известно. Простая и насущная нехватка хлеба! Хлеба для рабочих важнейшего (пулеметы Максима!) оборонного производства. Вот от чего гибнут империи, а не от гуляния барышень с дезертирами по Невскому. Народ интересует простое и насущное, их повседневные нужды.

А ведь еще три года назад Генеральный прокурор России Юрий Чайка, выступая на «правительственном часе» в Госдуме заявил, что «Ценовой произвол в ЖКХ является одним из основных факторов, обостряющих социальную напряженность в обществе». И это было во вполне благополучном для экономики 2014 году. А сегодня ситуация куда серьезней, ведь по соцопросам РАНХиГС «В 2016 г. произошло существенное падение объема сбережений населения: число людей, которые имеют сбережения, сократилось на треть». А тарифы склонны расти, часто выше официального уровня инфляции.

И один из таких наиболее быстрорастущих тарифов – это тариф на вывоз мусора. Твердых коммунальных отходов, ТКО, как его ныне официально называют. Эксперты, оценившие рост тарифов на вывоз мусора в Центральном федеральном округе (ЦФО), пришли к выводу, что они возрастут со 130 рублей за тонну до 2000 рублей за тонну – в пятнадцать раз, что население явно не обрадует… О причинах такого роста мы рассказали в материале «Мусор как генератор инфляции и социальной напряженности». Но там мы исходили из презумпции невиновности мусорщиков…

А ведь сфере вывоза твердых коммунальных отходов коррупция, людская порча в форме лихоимства, присуща не мене, чем другим отраслям человеческой деятельности. Ну, вот посмотрим на конкретный пример – на судьбу бывшего мэра Тулы Александра Прокопука. Его осудили по ч.5 ст.33, ч.4 ст.160 УК РФ (растрата, совершенная с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере) первоначально на 7 лет, потом апелляционная инстанция Тульского областного суда снизила этот срок на шесть месяцев.

«По данным следствия и суда, Прокопук, являясь директором "Спецавтохозяйство", с 3 февраля 2011 по 11 декабря 2012 года организовал составление и подписание документов о выполнении работ на полигоне ТБО в Туле, содержащих заведомо ложные сведения о количестве и принадлежности используемой техники, а также объемах выполненных работ подрядной организацией. В ходе расследования была установлена причастность к совершению преступления Жильцова и директора ООО "Строитком" (Тула) Николая Кочеткова.»

Занятие это было вполне прибыльным. «В результате незаконных действий Прокопука и Жильцова "Спецавтохозяйство" необоснованно перечислило подрядчику (ООО "Строитком") более 31,7 млн рублей, которые впоследствии были похищены, отмечали в СКР.» И сказывалось это все на тарифах ЖКХ. Во всяком случае, о возврате жильцам переплаченных за вывоз несуществующего мусора денег не было никакой речи… И нет абсолютно никакой гарантии того, что в других местах неразоблаченные пока что мусорщики ведут свой бизнес иным способом.

Ну а приписанные объемы мусора, умножаясь на тарифы вывоза на предусмотренные нынешним законом полигоны твердых коммунальных отходов, не говоря уже о заводах по переработке мусора, способны превратиться в суммы со многими и многими нулями. Которые дальше разбегутся по счетам за услуги ЖКХ, вздувая стоимость жизни в регионах и поднимая реальный градус недовольства. Как этого можно избежать?

Ну, способ тут один. Не полагаться на те цифры объемов вывезенного мусора, которые назовут коммунальщики, глядя на потребителей их услуг честными глазами, а ввести объективную систему контроля объемов вывезенного мусора. Сколько принято, куда отвезено, где вывалено. С таким предложением выступил спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.  По его инициативе каждый мусоровоз в России должен быть оборудован системой ГЛОНАСС, чтобы контролировать вывоз мусора на полигоны. Насколько сложно это будет?


Ну, с этого года, как мы знаем, в России запрещена продажа автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Та ее часть, которая «ЭРА», обеспечивает экстренное реагирование при авариях, распознавая фронтальное столкновение, боковое столкновение, удар сзади, оценивая еще и степень ущерба. Ну а та, что «ГЛОНАСС», говорит системе, где это произошло. Система же в целом по виртуальной сети сотовой связи уведомляет диспетчера о произошедшей аварии. Более быстрая реакция повысит шансы пострадавших на выживание (если, конечно, в наличии будет «скорая»…).

Вот примерным аналогом этой системы и может быть оснащен мусоровоз. Только система в нем должна распознавать не фронтальные с боковыми ударами, а нагрузку на подвеску. Передавая в центр, что у мусорного бачка по адресу такому-то (ГЛОНАСС дает пятиметровую точность) принята такая-то масса, а у полигона такого-то с такими-то координатами эта масса сброшена. И вот на основе этих данных и будет производиться оплата вывоза ТКО.

Какие возможности это дает? Ну, возможность проконтролировать нечистоплотных в моральном отношении мусорщиков, прежде всего. Но кроме этого, снабжение единого центра обработки данных даст возможность сократить объективные издержки вывоза мусора. Каким образом? А за счет применения всего арсенала информационных технологий, в прошлом известных как наука кибернетика.

Вот знаменитая «задача коммивояжера» – так она же, в том числе, описывает и движение мусоровоза вдоль обслуживаемых контейнеров. Вот линейное программирование – оно вполне может помочь найти оптимальные маршруты движения мусоровозов. А данные о количестве вывезенного в конкретный день мусора снабдят администрации городов точнейшими и оперативнейшими сведениями о хозяйственной жизни. Но при каких условиях возможно все это?

Прежде всего, системы ГЛОНАСС для мусоровозов должны иметь реальную, а не монопольно завышенную стоимость. Заказ на оснащение мусоровозов электроникой должен рассматриваться как средство произвести значительную серию продукции, снизив издержки за счет массовости заказа. И доступная цена должна быть установлена для оборудования и программного обеспечения, с помощью которых будет контролироваться-анализироваться процесс вывоза ТКО. Только в этом случае внедрение новых технологий будет и экономически, и социально выгодным.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.