Знаете, почему никто не любит ремонт? Нет, не потому что трудно. Мешать раствор, класть плитку, красить и клеить можно ведь и не самому: нанял специалистов и точка. Но и не потому что дорого: дороговизна любого ремонта — ванной комнаты, всей квартиры или, например, подъезда — это производное свойство. А первопричина — его штучность.

Чтобы сделать ремонт, необходимо снять мерки, произвести подсчёты, подобрать материалы, оплатить их и придумать как их привезти, а потом ещё и понять, чем и как их уложить на месте (ведь они каждый раз разные). И это само по себе отнимает массу времени, нервов и сил. И может быть именно поэтому в России до сих пор так много «запущенных» подъездов: смотреть на них, конечно, страшно, но браться за ремонт ещё страшней!

А между тем решение есть — только придумано оно не строителями, а... пищевиками. Я говорю про индустрию быстрого питания, зародившуюся в том виде, в каком мы знаем её сегодня, в Соединённых Штатах в первой половине прошлого века — и с тех пор победоносно шествующую по планете.


Присмотритесь, как делают гамбургеры в «Макдональдсе» или KFC, сэндвичи в Subway, кофе в «Старбаксе». Клиент выбирает блюдо из короткого меню, «настраивает» его по своему вкусу, указывая ингредиенты из ещё одного небольшого списка, и тут же получает результат на подносе. Быстро? Очень. Питательно? Да, даже слишком (увлекаться фастфудом, сами знаете, чревато для веса). И сравнительно дёшево.

А всё потому, что блюда составляются из готовых стандартных «кубиков», словно в пищевом конструкторе. Представьте какой длины была бы очередь и ценник в том же «Макдональдсе», если бы каждому клиенту готовили обед отдельно, по личному заказу!

Этот опыт отчасти уже перенесён на мебель и домашнюю утварь. Именно таким «конструктором», например, является IKEA — одна из богатейших компаний в мире, производящая сборную мебель для дома и даже, например, типовые кухни. Как и в «быстром питании», «собранные из кубиков» мебельные решения дешевле и удобней. Потому что производитель закупает материалы оптом, по налаженным связям. И потому, что все знают, как с такой мебелью обращаться: схема сборки нарисована, проверена, осталось только вручить мастеру отвёртку, а то и собрать самому.

И вот вопрос: почему бы не перенести идею «конструктора» на что-то более весомое? В Екатеринбурге сейчас готовится эксперимент именно такого рода. Одна из местных управляющих компаний работает над «конструктором подъездов»: «быстроприготовляемым меню», которое только и способно удовлетворить российский голод, сформированный огромным множеством требующих ремонта многоквартирных домов!


Тут, впрочем, я должен сделать ещё одно и последнее отступление от темы, чтобы представить героя рассказа. Это управляющая компания «Лига ЖКХ» и её руководитель и заводила Илья Сотонин. Совершенно случайно мы оказались с ним сидящими бок о бок на недавнем мероприятии «ЖКХак» (поиск инновационных решений для жилищно-коммунальных задач, читайте подробную историю здесь) и пока он не представился, я считал его — молодой парень в футболке, с крепкой мускулатурой, стильной бородкой и т.п. — стартапщиком, но и подумать не мог, что мой сосед связан с «прогнившей темой» ЖКХ! Но в том-то и дело, что Илья мечтает изменить этот негативный, доставшийся нам от СССР, имидж. Изменить как? Построив управляющую компанию, которая стала бы «жилищно-коммунальным Старбаксом»!

Теперь вы способны оценить его аналогию. «Лига ЖКХ», в управлении которой уже две дюжины домов в Екатеринбурге и поблизости, словно ресторан быстрого питания, сделала ставку на качественный, быстрый, типовой набор ЖК-услуг. Жильцы домов, находящихся под её управлением, получают доступ к набору весьма продвинутых (читайте: «вкусных»), но одинаковых и простых в обращении сервисов (главным образом, через интернет). Например, они могут легко следить за финансовым состоянием своего дома, сдавать показания счётчиков прямо через мобильное приложение на телефоне, быстро получить ответ на типовые вопросы из электронной базы знаний.

Параллель с «быстрым питанием» идеальная: «меню» короткое и понятное, «продукты» унифицированы, воспользоваться ими легко. И двери на «кухню» всегда открыты — так что клиенты в любой момент могут проконтролировать любой аспект деятельности УК, дистанционно или посетив офис лично (ещё и лимонадом угостят!).

Короче говоря, Илья собрал замечательную команду светлых голов — и читать, как они ведут дела, одно удовольствие (вот хороший рассказ про историю и будни «Лиги ЖКХ»). Но меня особенно зацепила выдвинутая ими идея «конструктора подъездов». И здесь снова применён опыт индустрии быстрого питания.


Представьте себе, что у вас есть подробная инструкция — с указанием всех материалов, деталей, размеров, вариантов — по приведению старого подъезда в современный благопристойный вид. Да что инструкция: интерактивный конфигуратор на сайте, управляемый «мышью»! Вот бетонное крыльцо с въездом для детских колясок и колясок инвалидных. Симпатичный козырёк, вместо облупившегося навеса. Металлические поручни и отделанная «деревом» клумба. Схема выравнивания и окраски прилегающих стен. Новая дверь с огромным, во всю высоту, стеклом. Алгоритм нанесения стандартной информационной разметки. Внутренние стены, перила, почтовые ящики, электрические щитки, инженерные коммуникации. А результат — на фотографиях, иллюстрирующих сегодняшний рассказ. Так преображается старый подъезд.

Стоит это удовольствие примерно несколько тысяч рублей с квартиры — и оплатить его жильцы должны, конечно, из своего кармана (возможно, за счёт сэкономленных средств, крайне маловероятно — за счёт фонда капитального ремонта). Дорого? Но индивидуальное решение почти всегда обойдётся намного дороже, а результат, в отличие от «конструктора», неизвестен. Здесь же жильцы получают гарантированно эстетичный, функциональный, долговечный (современные материалы позволяют это) подъезд, который и по телевидению не стыдно показать, и уж конечно в который приятно возвращаться.

У «конструктора подъездов» есть и ещё одно ценное свойство. «Лига ЖКХ» обещает опубликовать его открыто, так что воспользоваться им смогут все желающие, бесплатно. Ремонт подъезда по такой схеме будет легче, быстрей и дешевле индивидуального. Правда, есть опасность, что все подъезды тогда будут выглядеть одинаковыми, но... нам ли об этом жалеть, с таким-то советским наследием?

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.