Лето нынче обещало быть трудным не только из-за плохой погоды. Вступивший в законную силу запрет на перевозку пассажиров водителям с иностранными водительскими удостоверениями должен быть вызвать транспортный коллапс как минимум в крупных городах. Поэтому запрета этого боялись и откладывали почти четыре года! В моём родном Екатеринбурге, например, прогнозы звучали просто катастрофические. Однако в действительности эффект оказался неожиданным. Коллапса не только не случилось, но даже лучше того: проявилось несовершенство общественного транспорта, исправив которое, можно его — вечно убыточный, страдающий от недофинансирования и сокращения пассажиропотока — излечить.

Но давайте по порядку. 1 июня начал действовать федеральный закон, обязывающий водителей пассажирского транспорта иметь права отечественного образца. До сих пор мигранты, зарабатывающие извозом, довольствовались водительскими удостоверениями родных стран. И понятно, почему многих россиян это не устраивало: бог знает, как и чему они учились у себя на родине, возишь людей в России — будь добр подтвердить знание наших ПДД.

Однако пройти обучение и сдать все три требуемых в данном случае экзамена — удовольствие недешёвое и непростое, тем более для мигрантов, которые подчас языком владеют не слишком хорошо. Тут-то и вырисовывается проблема. Ведь значительная часть водителей пассажирских ТС у нас как раз мигранты. Доля их оценивается по-разному, но по крайней мере в некоторых транспортных предприятиях Екатеринбурга она достигает и 50 процентов, и даже трёх четвертей!


Что ж, как выяснилось в конце мая, несколько лет отсрочек ничего принципиально в лучшую сторону не изменили: как работали мигранты с иностранными правами, так и продолжают работать. Неудивительно, что 1 июня горожане ждали «конец света»: больше половины средних и малых автобусов могли просто не выйти в рейс! Панику подняли на форумах, потом её разжигали СМИ. И в общем самые мрачные ожидания подтвердились: в первый день лета мы недосчитались в среднем 40% автобусов и маршруток. Однако за исключением нескольких затруднений локального значения, город продолжил жить нормальной жизнью. На форумах ехидно-радостно вопрошали: ну и где коллапс-то?

В самом деле, коллапс так и не случился. Прошло несколько дней и горожане забыли, что проблема вообще существует. Но именно такое, мирное, разрешение больного вопроса стало самым ценным результатом — и речь сейчас уже не о том, что общественный транспорт, вероятно, станет более безопасным из-за перевода водителей на отечественные права. Речь о другом. Россия поставила на себе эксперимент: крупные города лишили примерно половины подвижного пассажирского состава — и тем не менее пассажирский извоз продолжил функционировать нормально. Почему так получилось? В Екатеринбурге нашёлся человек, который объяснил этот парадоксальный эффект.

Но прежде чем изложить его доводы, позвольте вспомнить вот что. В Екатеринбурге с прошлой осени кипела подготовка к масштабной реформе общественного транспорта. Город объявил конкурс — и победила в нём организация «Город.PRO», предложившая прямо-таки радикально перекроить существующую схему. Я писал об этом в октябре (см. «Транспортная революция в Екатеринбурге»): предлагалось в разы сократить количество маршрутов, сделать их максимально простыми и высокочастотными. Да, придётся прыгать с маршрута на маршрут, придётся сделать повременную оплату проезда, зато сократится и станет стабильным и предсказуемым время поездки, исчезнет толкучка в часы пик, город будет покрыт транспортной сетью более равномерно и эффективно, и пассажиропоток наконец начнёт расти, а не уменьшаться.

Ввести новую схему в действие планировалось уже с июля, но её радикальный характер, проистекающее отсюда недовольство общественности, плюс подготовка к приёму в следующем году Чемпионата мира по футболу, заставили отложить «транспортную революцию» до 2019-го года. Теперь у сторонников реформы появилось время, чтобы успокоить горожан. И парадоксальным образом неслучившийся в начале июня коллапс этому помог. Дело в том, что если под правильным углом посмотреть на события, происходившие на дорогах города после начала действия закона о замене водительских прав, станет ясно, что и запланированная на 2019-й полная перестройка схемы движения к коллапсу не приведёт. Провёл этот анализ Андрей Толмачёв, учредитель «Города.PRO»: вот его статья полностью, но суть простая.


В начале июня Екатеринбург на несколько дней лишился почти половины единиц общественного транспорта. О чём же говорит тот факт, что горожане в эти дни продолжали успевать на работу и возвращались с неё тоже вовремя? О несовершенстве существующей схемы общественного транспорта: она избыточна! Грубо говоря, если даже лишившись каждого второго автобуса и маршрутки, город продолжает жить нормальной жизнью, значит маршрутки и автобусы эти ему и не нужны. Даже хуже того, они излишне нагружают дороги, требуют расходов на ремонт и зарплату водителям, неоправданно удорожают билеты и, поскольку сопротивление общества резкому удорожанию билетов сильно, общественный транспорт живёт в режиме хронического «недоедания», страдает от недостатка денег.

А значит, эти лишние транспортные единицы можно и нужно сократить! Да, вероятно, их водителям придётся переучиваться на другие профессии. Но город в целом вздохнёт свободней: не потратив ни единой лишней копейки, он поможет общественному транспорту стать лучше! Ведь транспортные предприятия начнут зарабатывать больше, смогут больше инвестировать в свой автопарк, качество проезда в целом повысится, горожане будут более довольны проездом, а нагрузка на дороги даже ослабнет! В такой сложной системе всё взаимосвязано: потяните одну ниточку — и придут в движение остальные.

Сейчас шок от запрета на иностранные водительские удостоверения уже прошёл и число транспортных единиц на дорогах вернулось к майскому уровню. Однако после ввода в 2019-м новой транспортной схемы, разработанной «Город.PRO», в силу её простоты, Екатеринбург сможет оперативно и гибко варьировать количество единиц общественного транспорта — и потому легко избавится от избыточности (лишних автобусов и маршруток прежде всего).

Вот почему реформы транспортной схемы нужно не бояться, а ждать. Стоит присмотреться к происходившему на дорогах и другим городам: думается, многие российские мегаполисы сегодня страдают от той же проблемы «невидимой» избыточности. И значит, могут безболезненно и бесплатно сделать общественный транспорт лучше.

P.S. Использованы графические материалы «Областной газеты».

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.